суббота, 25 июня 2016 г.

Как сложились судьбы красавиц с портретов именитых художников

<p>«Купчиха за чаем». Первокурсница медфакультета.</p>
«Купчиха за чаем». Первокурсница медфакультета.

"Купчиха" поменяла скальпель хирурга на цирк, а Яблонская с по­­мощью картины нашла мужа дочери

Сколько раз мы видели "Де­­вочку с персиками" Валентина Серова или "Даму с горностаем" да Винчи и задумывались, кто же эти женщины? О чем они думали, когда их писали? И как судьба свела их с великими художниками? "Сегодня" решила вы­­яснить, какое мес­­то в жизни людей ис­­кусства занимали да­­мы со знаменитых портретов.
ЛЮБОВЬ ИМПЕРАТОРА. Таинственная незнакомка в чудном головном уборе, изображенная российским художником Иваном Крамским и подписаная как "Неизвестная", на самом деле была очень даже известной — княжной Варварой Туркестановой. Когда ей было 32 года, она стала любимой фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Благодаря тому, что Варвара была приближена ко двору, ей удалось подружиться с императором, а потом эта дружба переросла в страстный роман. Через 10 лет у княжны и Александра I родилась дочь Мария. Но судьба оказалась жестокой к Варваре: император отказался признать ребенка и на этой почве решил разорвать любые отношения с княжной. Туркестанова была настолько подавлена этим (что добавилось к депрессии после тяжелых родов), что приняла яд. Отрава, правда, подействовала не сразу: бедняжка умирала в жутких муках в течение нескольких дней.
new_image9_21
"Неизвестная". Родила от российского императора.
НАХОДИЛИ СВОИХ МОДЕЛЕЙ В ЛОМБАРДЕ И ПОДЪЕЗДЕ
У кого точно не стоит искать правдивых сюжетов, так это у художника Бориса Михайловича Кустодиева. По крайней мере, на полотне "Купчиха за чаем", на которой изображена дама, буквально купающаяся в изобилии яств и поглаживающая довольного и сытого котика. В реальности во время создания картины на дворе стоял послереволюционный голодный 1918 год, и все то, что горами аппетитно лежит на столе, народу могло лишь сниться.
Кроме того, "Купчиха" в жизни была вовсе не купчихой, а хирургом Галиной Владимировной Адеркас. Когда Кустодиев жил в Астрахани, Адеркас была его соседкой. Супруга художника, однажды столкнувшись с Галиной на лестничной площадке, тут же предложила мужу ее в качестве модели, настолько фактурной она ей показалась. Кстати, судьба "купчихи" сложилась лихо: проработав какое-то время хирургом, она бросила профессию, чтобы петь в хоре. Также она участвовала в озвучке фильмов, а когда вышла замуж, стала выступать в цирке.
РАДИ КАМНЕЙ. Случайно об­­на­­ружил модель для "Девочки на фоне персидского ковра" и Михаил Врубель во время визита в Киев. Он частенько заходил в ломбард на углу улиц Крещатик и Фундуклеевской — не только, чтобы ссуду получить, но и чтобы вдоволь полюбоваться драгоценностями, которые любил рисовать. В один из своих визитов художник предложил владельцу ломбарда Георгию Дохновичу нарисовать портрет его дочери Марии. Тот согласился, и Врубель пришел в дичайший восторг — ведь так он получил доступ к недрам ломбарда. Так что, помимо персидского ковра, на полотне появились и драгоценности: на шее девочки — жемчужное ожерелье, пальцы рук унизаны перстнями. Однако Дохновичу конечный результат не понравился, и он отказался покупать эту работу.
new_image4_71
"Девочка...". Все началось в ломбарде.
ПОСЛЕ КАРТИН: ВЕЗЛО В ЛЮБВИ
Имя российского художника Валентина Серова не было бы так знаменито, если бы не картина "Девочка с персиками" — портрет юной брюнетки с пронзительным взглядом. Ее 22-летний художник нарисовал, когда был в гостях у богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова. Для написания картины ему понадобилось ровно два месяца, на протяжении которых изо дня в день Серову позировала дочь промышленника, 11-летняя Вера.
Жизненная история девочки оказалась настолько же пронзительной и трогательной, как и ее портрет. Она выросла, повстречала замечательного юношу по имени Александр Самарин, который принадлежал к известной дворянской фамилии, и вышла за него замуж по большой взаимной любви. У них была сказочная свадьба, после которой они отправились в путешествие по Италии. Молодая пара обосновалась в Богородске, где у них появились трое деток. Однако семейную идиллию разрушила внезапная болезнь: в декабре 1907 года Вера простыла и вскоре умерла от воспаления легких. Это было всего через пять лет после свадьбы, ей тогда было 32 года. Ее муж так больше и не женился.
new_image5_58
"Девочка с персиками". Дочь промышленника.
СЫГРАЛ "ОГОНЕК". Картина "Утро" Татьяны Яблонской была настоящим хитом советской культуры: ее репродукции висели в каждой третьей квартире (спасибо журналу "Огонек" с его знаменитыми цветными вставками). А после того, как она появилась в "Родной речи", картина вошла еще и в обязательную школьную программу: ученики должны были писать по ней сочинения.
История "Утра" очень интересная. В 1954 году художница получила две комнаты в коммунальной квартире в столице. В одной из них Татьяна Ниловна и написала картину, моделью которой стала ее старшая дочь, Лена. Спустя некоторое время после того, как все советские искусствоведы назвали работу Яблонской "гимном молодости", казахский мальчик по имени Арсен Бейсембинов вырезал репродукцию "Утра" из "Огонька" и повесил себе на стену — он мечтал познакомиться с героиней, а заодно научиться рисовать. Арсен поступил в Московскую государственную художественно-промышленную академию, где среди его новых друзей оказалась... дочь Яблонской. Молодые люди подружились, а после поженились.
new_image_84
"Утро". Дочь Татьяны Яблонской.
БОГАТЫЕ И ЗНАМЕНИТЫЕ: БОРОЛИСЬ ЗА ЖИЗНЬ И ДЕНЬГИ
Загадок вокруг "Моны Лизы" гениального да Винчи, как и вокруг него самого, не сосчитать. Сколько высказывалось версий по поводу того, кому принадлежит эта незабываемая улыбка! Считалось даже, что это автопортрет, собственно, самого Леонардо. А если не да Винчи — то непременно его ученика или матери. Пылкие дискуссии на эту тему поутихли лишь в 2005 году: тогда выяснилось, что на картине изображена жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо Лиза Герардини.
Наиболее вероятная версия — купец заказал у да Винчи этот портрет, чтобы отметить рождение сына и приобретение виллы. Всего в семье было пятеро детей, так что когда именно это произошло, уточнить невозможно. Отец многодетного семейства умер от чумы; спустя некоторое время Лизу также поразила эта тяжелая болезнь, но ее забрала к себе одна из дочерей и общими с врачом усилиями выходила, благодаря чему Мона Лиза прожила до 63 лет.
new_image8_26
"Джоконда". Не такая уж и тайна.
ОДНИ АРИСТОКРАТЫ. Из­­вест­­но, что Карл Брюллов всегда был приближен к высшему обществу. Все это благодаря Императорской Академии художеств, которую Карл закончил в Петербурге, а также любовным похождениям художника. На его картине "Всадница" изображены две девочки, носившие фамилию Пачини: старшая, Джованнина, сидит на лошади, а младшая, Амацилия, смотрит на нее с крыльца. Эту картину Брюллову заказала их приемная мать, графиня Юлия Павловна Самойлова, одна из красивейших женщин России, наследница колоссального состояния и, как гласит одна из версий, многолетняя возлюбленная Брюллова. Казалось бы, благодаря семейному богатству будущее девочек-моделей было обеспечено до самой их смерти. Но так произошло, что к старости их приемная мать разорилась.
new_image3_71
"Всадница". Брюллов рисовал аристократок.
БЫЛИ НА "ТЫ" С МЕТРАМИ
Таинственная "Дама с горностаем" с тонкими и изящными пальцами — это 17-летняя девушка Чечилия Галлерани. Родом она была из благородной итальянской семьи. И можно только поражаться, насколько спокойная и умиротворенная улыбка у Чечилии на полотне, ведь в жизни у нее происходили немыслимые страсти! Уже в 10 лет она была помолвлена, но вскоре помолвку расторгли. В 14 лет Чечилия закрутила роман с герцогом миланским Лодовико Сфорца, от которого забеременела. В итоге ее возлюбленный заключил династический брак, забрал себе ребенка, а Чечилия вышла замуж за обедневшего графа и открыла литературный салон. Кстати, с да Винчи они всегда были на "ты", а в одном из писем он обращался к ней "Возлюбленная моя богиня".
new_image2_96
"Дама с горностаем". 17-летняя итальянка.
С картиной Ренуара "Портрет Жанны Самари" все прозаичнее: на ней изображена женщина по имени... Жанна Самари. В 1870-е она была актрисой театра "Комеди Франсез" и частенько заходила в мастерскую к художнику, чтобы попозировать. Ренуар же, в свою очередь, любил заходить к ней, так сказать, на чай. Звездой театра она так и не стала, да и вообще, если бы не Ренуар, никто бы о ней не знал. Когда ей было 25 лет, она оставила сцену, вышла замуж и родила троих детей, а в 33 года скончалась от тифа.
new_image6_46
"Портрет актрисы...". Артистка Жанна Самари.
ОДНОЛИКАЯ МАДОННА И ВЕНЕРА
Кем же нужно быть, чтобы вдохновлять Сандро Боттичелли на написание всех его Мадонн и Венер? Нужно быть Симонеттой Веспуччи, первой красавицей Флоренции — на его знаменитой картине "Рождение Венеры" изображена именно она. И хотя считается, что она ни разу не позировала ему для мифологических или религиозных полотен, он повторял ее лицо из картины в картину. Симонетта родилась в богатой семье. В 16 лет она вышла замуж за мореплавателя Марко Веспуччи. При этом ухаживать за ней пытался и сам правитель Флоренции Лоренцо Великолепный, и его младший брат Джулиано Медичи. Кстати, Джулиано удалось растопить ее сердце, и девушка некоторое время была его негласной возлюбленной.
Красота Симонетты вдохновляла многих художников: они наперебой пытались заманить ее к себе в мастерские, хотя девушка и не спешила соглашаться. Симонетта умерла в 23 года от чахотки, так и оставшись в памяти у всех молодой красавицей. Боттичелли был настолько предан своей музе, что изображал Веспуччи даже после ее смерти. Кстати, когда художник уже был стар, в качестве последнего желания он попросил, чтобы его похоронили рядом с его "Венерой", что и было исполнено — спустя 34 года после смерти мэтра.
new_image10_16

"Рождение Венеры". Боттичелли изобразил возлюбленную Медичи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий