В конце 19 века новые веяния европейского искусства проникают и в Норвегию, особенное влияние оказывают на норвежских художников-реалистов работы французских импрессионистов. Если раньше главной кузницей норвежских художников была Германия, Дюссельдорф и Мюнхен, а романтизм и реализм – основными направлениями в их творчестве, то в 80-х годах им на смену приходит Париж. А позже в 90-х годах сам Клод Монепроводит несколько месяцев в Норвегии, и очарованный ее суровой и величественной красотой создает около 30 своих северных эскизов.
Среди норвежских живописцев начинается увлечение пленэром, игрой света и тени, краски становятся ярче, теплее, все меньше становится социально окрашенных сюжетов. Одним из первых представителей реализма, почувствовавших новые веяния, был
Кристиан Крог (13 августа 1852 — 16 октября 1925), художник и писатель, получивший, как и отец, юридическое образование, он одновременно учился и в Королевской школе рисунка, затем обучался живописи в Германии. В 1879 году он приехал в Данию, где познакомился с художниками «Скагенской группы» (мы говорили о ней в первой части статьи о датском импрессионизме), а еще через два года переехал во Францию, познакомился с Эдуардом Мане, оказавшим на него большое влияние.
После возвращения в Осло Крог начал преподавать в Академии искусств и ремесел, Эдвард Мунк, самый, наверное, известный норвежский художник, был его учеником. В 1888 году он женился на молодой художнице Оде Ларссон, у них родилась дочь, которую назвали Нана, Крогу - писателю были близки Золя и Мопассан.
В 90-х годах Крог преподавал в Париже, а затем был директором Художественной академии в Осло и ее профессором. Хотя Кристиана Крога считают представителем реалистического направления, он, однако, в своем творчестве 80-90-х годов 19 века проявлял себя и в импрессионистическом качестве, а позже даже и в экспрессионистском.
Современником и единомышленником Крога был художник, той же реалистической норвежской школы Эрик Теодор Вереншёлль (11 февраля 1855— 23 ноября 1938), родившийся в семье военного - коменданта городской крепости.Начинал свое обучение живописи сначала в родном городе Конгсвингере, затем в Осло, а продолжил, как и многие художники того времени, в Мюнхене.
Затем он едет на два года в Париж и "заражается" там натурализмом и пленэрной живописью импрессионистов. Вернувшись на родину, Вереншелль увлекается жанровыми сюжетами, пробует себя в графике, много работает над иллюстрациями сказок и саг.
Вереншелль, как и Крог, вносит свою лепту в развитие и обогащение норвежской живописи - легкость, воздух и свет в ее несколько тяжеловесный и мрачноватый реализм, но и его мы еще не можем относить к импрессионистам, хотя в творчестве Вереншелля уже явно проявляются импрессионистические черты. Еще ближе подошел к импрессионизму Ялмар Эйлиф Эммануэл Петерссен ( 4 сентября 1852— 29 декабря 1928), из бухгалтерской семьи, уже в 14 лет начал обучаться в Королевском колледже, а затем в Школе живописи в Экерсберге.
Затем учеба в Королеваской Академии в Дании, за ней - в Академии художеств в Мюнхене, путешествует по Европе, особенно много времени проводит в Италии, а в Дании знакомится с художниками "Скагенской группы". Его привлекает портретная живопись,
но для нас особенно интересны его пейзажи , особенно виды фарерского острова Сандё, где он проводил много времени. Как раз в этих работах хорошо проявляются импрессионистические тенденции его творчества, и даже влияние уже
постимпрессионистов.
Работа над этой темой подарила мне возможность познакомиться со многими норвежскими художниками того времени, и одним из тех, кто произвел на меня впечатление большое своими пейзажами, был Йорген Соренсен (16 мая 1861 – 1 сентября 1894).
Он родился в семье торговца, а в возрасте 7 лет из-за травмы стал инвалидом, с 12 лет начал заниматься изучением живописи и создавать собственные произведения, во многом под впечатлением творчества Кристиана Крога. В 1881 году Йорген познакомился и близко сошелся с Эдвардом Мунком, в 1884 побывал в Париже,
на него оказало огромное влияние творчество импрессионистов, а позже и Фрица Таулова. Соренсен прожил короткую жизнь, но успел оставить свой яркий след в истории норвежской живописи.
Вот мы и подошли, наконец, вплотную к теме норвежского импрессионизма, самым значительным представителем которого, по мнению многих ценителей искусства, является Фриц Таулов (20 октября 1847— 5 ноября 1906). Родившись в семье далекой от искусства, его отец был аптекарем, юный Фриц проявлял способности к рисованию, и поступил Академию художеств в Копенгагене, а затем учился в Карлсруэ у известного норвежского художника-реалиста Ханса Гуде.
В 1875 году Таулов уезжает в Париж и проводит там 5 лет, попав под сильное влияние набирающего в ту пору силу импрессионизма. Кроме того он часто бывает в Дании и дружит с художниками «Скагенской группы», близко знакомится с Микаэлем Анкером.
В 1880 году Таулов возвращается в Норвегию, становится главным вдохновителем и организатором ежегодной «Осенней выставки» современного искусства в тогдашней Христиании, нынешнем Осло. Сам он всегда работал на пленэре, любил городские пейзажи, игру текущей речной воды, размеренную жизнь небольших городков.
В 1892 году Фриц Таулов переехал во Францию. В Париж. Он увлечен пейзажной живописью, все меньше уделяет внимания реалистическому воспроизведению деталей, а все больше стремится передать впечатление от неброской красоты городских и сельских видов, находя в них радость и тихое удовлетворение, особенное внимание уделяя изображению снега и зимней природы.
Фриц Таулов – один из немногих норвежских художников, получивших международную известность и финансовое благополучие еще при жизни, его работы можно увидеть не только в Норвегии, но и в разных музеях мира.
Еще один норвежский художник, причисляемый к импрессионистам, Хенрик Луис Лунд (8 сентября 1879— 23 декабря 1935) родился в Бергене, в семье военного и пианистки. Он был чрезвычайно одаренным ребенком, и уже в 20 лет у него состоялась первая персональная выставка, а в 1901 году он участвует в "Осенней выставке", созданной при активном участии Фрица Таулова и проходящей ежегодно в Осло.
В 1904 - 1909 годах молодой художник живет в Копенгагене, получает там государственную стипендию и едет в Париж, где изучает современные тенденции во французском искусстве, подпадая под влияние не только импрессионистов, но уже и постимпрессионистов. Это очень хорошо видно в сравнении двух портретов. Написанный в спокойной коричневато-серой гамме портрет Кнута Гамсуна
и яркий, "постимпрессионистский", написанный уже в 20-е годы портрет трех известных людей Норвегии, среди которых и Кнут Гамсун.
Лунд много путешествует по Европе, дважды побывал в Америке, создал множество портретов известных людей того времени, например, Рузвельта, Муссолини, Герберта Уэльса. В последние годы он полностью перешел к постимпрессионистической манере. Большой вклад в развитие норвежской живописи внес еще один художник, как и многие его товарищи по искусству, желавший внести свежую струю в "норвежский стиль", Торвальд Эриксен (18 июля 1868 -23 декабря 1939).Начав изучать право, юный Торвальд мечтал о карьере музыканта,
но прервав учебу, поступил в Школу живописи, а переехав в Копенгаген, стал учеником Цартмана (помните главного учителя почти всех начинающих импрессионистов Дании?). Во время своей учебы в Италии и Париже он увлекается творчеством французских художников, в основном пишет спокойные, насыщенные светом и воздухом пейзажи.
Он все больше подпадает под влияние постимпрессионизма, работ Сезанна и Матисса, краски становятся темнее, контуры резче, но как и прежде от его картин веет покоем и умиротворением.
Торвальд Эриксен сумел соединить принципы импрессионизма и даже постимпрессионизма с традициями норвежского реализма в пейзажной живописи. Он стал своеобразным связующим звеном между ним и теми тенденциями, которые четко проявились после 1910 года под влиянием Матисса и символизма. Ярким представителем этого направления в норвежской живописи, начинавшим свою карьеру как импрессионист, считается Харальд Оскар Сольберг (29 сентября 1869 — 19 июня 1935).
Еще в раннем детстве у Харальда проявился художественный талант, он стал художником-декоратором, а затем поступил в Королевскую школу искусств, самостоятельно занимался и брал уроки у Вереншелля и Петерсена. Как и многие, побывал в Копенгагене, где учился некоторое время в школе Цартмана.
После первых успешных выставок Сольберг сумел получить стипендию для продолжения образования, он едет в Париж, затем в Германию, перенимая некоторые французские постимпрессионистические и немецкие неоромантические тенденции.
Его картины иногда напоминают японские гравюры своей тщательностью в выписывании деталей и отображении света. Славу принесли ему пейзажи Рёруса и особенно Рондана в северной Норвегии. Зимний пейзаж в горах Рондана он писал много лет на протяжении свой жизни, постоянно улучшая и изменяя его.
Странно и печально закончилась его жизнь - он умер в полной безвестности в Осло в возрасте 65 лет.
Еще один норвежский художник, испытавший на себе сильнейшее влияние французского импрессионизма, но особенно постимпрессионизма Анри Матисса, а позднее экспрессионизма Эдварда Мунка, считавший себя неоимпрессионистом, Людвиг Карстен (8 мая 1876 - 19 октября 1926) родился в богатой семье строителя и уже в 13 лет начал брать уроки рисования. После окончания средней школы он много путешествовал по Европе,
жил в Мадриде и Париже, где вел богемную жинь, был очень вспыльчив и даже был исключен там на время из группы норвежских художников за постоянные пьянки и драки. Его творчество тоже получало неоднозначную критику, он не придерживался определенного направления, часто интерпретировал картины великих мастеров -Риберы, Рембрандта, Ван Гога , Матисса.
В 1905 году он посетил Мунка и однажды, пропьянствовав с ним всю ночь, наутро поссорился и подрался (у Мунка даже есть гравюра на эту тему). В 1913 году Людвиг женился и немного остепенился, жил с семьей в Копенгагене, а затем купил дом в Скагене, где в основном рисовал большие пейзажи и жанровые сцены.
Многие искусствоведы, отдавая должное перечисленным мною художникам, выделяют, тем не менее, одного из нео-романтиков, показавшим себя на первых этапах своего творчества прекрасным пейзажистом в импрессионистическом стиле, и считают его одним из великих норвежских художников. Этот художник - Николай Аструп (30 августа 1880— 21 января 1928), родился в семье священника, окончил классическую гимназию, после нее был домашним учителем для своих многочисленных братьев и сестер.
У него не было никакого специального образования, но была большая тяга к рисованию, он поступает в Христиании (Осло) в художественную школу и берет частные уроки. После окончания школы, получив стипендию, он смог поездить по Европе, а приехав в Париж, начать учиться в Художественной академии у Кристиана Крога.
Вернувшись в Норвегию, он писал пейзажи и готовился к выставке, которая прошла успешно в 1905 году и получила хорошие отзывы. Вскоре он женился, и у него один за другим родились 8 детей. У него были еще две большие выставки, очень доброжелательно встреченные публикой и критикой, он много путешествует, даже побывал с семьей в Алжире, проехав Германию, Италию и остановившись на некоторое время на обратном пути в Париже.
Долгие годы Аструп страдал от астмы и рано умер, в 47 лет, от воспаления легких. Считается, что его стиль настолько своеобразен, что не находит аналогов в норвежском искусстве и трудно поддается классификации. У него были два проходящие через многие картины мотива -
"оживающие" деревья (что отсылает нас к символизму) и более близкий к нашей теме сюжет праздника с горящим костром вдалеке и сидящим на переднем плане спиной к нам человеком, чаще - ребенком.
Очевидно, этот сюжет был навеян какими-то давними детскими воспоминаниями. Закончить свой небольшой обзор я хотела бы двумя работами Эдварда Мунка (12 декабря 1863— 23 января 1944),
которые написаны на одну тему и считаются выполненными в импрессионистическом стиле. К ним требуется небольшое предисловие. Когда Эдварду было 5 лет умерла от туберкулеза его мать, а спустя девять лет от той же болезни скончалась его старшая сестра Лаура, которой было всего 15 лет.
Очевидно, что эти две смерти произвели на мальчика такое сильное и тяжелое впечатление, что этот сюжет еще часто повторялся в его творчестве уже во взрослом возрасте. Возможно, что пережитое им в детские годы горе повлияло в какой-то мере на формирование его характера и мрачного мироощущения.
Правда, вторая картина, написанная через 3 года после первой, выдержана уже в более светлых оптимистичных тонах. Но хотя он позже и говорил: «Я буду изображать живых людей, которые дышат, и чувствуют, и страдают, и любят», - Мунк еще много раз использовал в своем творчестве мотив "комнаты умирающего", а "Больная девочка" была им написана в шести вариантах. Хочу только упомянуть об еще одном теперь уже русском художнике, Константине Коровине, который, как и Моне, побывав в Норвегии, был покорен величием и красотой ее природы и оставил нам несколько эскизов, вот один из них.
Комментариев нет:
Отправить комментарий