Суть книги: мозг
— это набор мышц, каждую из которых нужно тренировать. Автор разбил мозг
на 12 «мышц» (хотя почему-то во введении сказал про четыре) и привёл для каждой
хороший набор упражнений.
1. Разминка
– закройте глаза, расслабьтесь, акцентируйтесь на ощущениях и дыхании; –
физически расслабьтесь, выпрямитесь; – переключите внимание с мыслей на счёт; –
освободите сознание — выпишите дела, заботы, планы, задачи, желания, мысли
на бумагу.
2. Концентрация
внимания – распределяйте информацию по смысловым группам; – на две минуты
концентрируйтесь на часах без отвлечения; – чтобы сконцентрироваться на
конкретной задаче, найдите стимул, обратите внимание на любопытные и необычные
детали, связывайте её с вашими интересами, взгляните на неё по-новому.
3. Выносливость –
в течение длительного времени концентрируйте своё внимание на стоящей задаче; –
тренируйте счёт, упражняйтесь в последовательностях чисел, букв, практикуйте
задачи с дуплетами и анаграммами.
4. Образное
мышление – тренируйте чёткость, живость, устойчивость и адекватность образов,
возникающих в воображении; – детально изучайте и анализируйте объекты вокруг,
закройте глаза и пытайтесь повторить образ объекта в воображении; – вспомните
какое-либо событие в деталях; – воспроизведите в воображении момент читаемого
романа; – практикуйтесь в воображении с геометрическими предметами, музыкой,
звуками, образами чувств, вкусами, запахами; – визуализируйте желаемое; –
управляйте стрессом с помощью приятных воспоминаний, вообразите неприятного
человека, делающего приятные вещи; – поощряйте разум в непримечательных образах
видеть колоритное, эксцентричное, неожиданное; – управляйте собственным
мыслительным кино — определите, какие картины вас расстраивают, вдохновляют,
меняйте сюжет, когда захотите.
5. Вербальное
мышление – развивайте богатство словарного запаса, артикуляцию, точность
передачи смысла, передачу чувств через слова; – больше читайте: для развлечения
— чтобы поощрять воображение, для знаний — чтобы поощрять работу ума (идеи,
мысли, доказательства); – записывайте свои мысли, исследуйте собственные
чувства; – организуйте информацию в диаграммы связей; – ищите для слов синонимы
и антонимы; – придумывайте другие названия для вещей, создавайте бессмысленные
слова; – описывайте явления пятилетнему ребёнку; – примите обет молчания на
день; – практикуйтесь в скороговорках; – следите за внутренним монологом, он
определяет ваше восприятие жизни; – избавьтесь от негативного болтуна в голове,
коверкайте его слова, меняйте их тон и смысл; – используйте аффирмации
(мантры).
6. Память –
обращайте внимание на то, что хотите запомнить; – организуйте материал в
структуру с помощью «дворца памяти» — распределите запоминаемое по комнатам
своей квартиры; – используйте для запоминания удобную очерёдность,
ассоциируйте, придумывайте истории с запоминаемым; – вечером вспоминайте, что
нового узнали за день.
7. Анализ и синтез
– классифицируйте вещь, на которую смотрите, с разных позиций, а не только с
позиции «нравится/не нравится»; – какой объект лишний в группе зависит от того,
что вы ищете (каждый объект может быть по-своему лишним); – слушая музыку,
попробуйте слушать отдельные инструменты; – отдавайте себе отчёт, каким образом
анализируете и интерпретируете опыт, какие категории используете для
упорядочивания наблюдений; – старайтесь смотреть на вещи с различных точек
зрения, ставьте себя поочерёдно на место каждого действующего лица; –
предположите правдивость утверждения, приведите 3 возможных объяснения, затем
предположите ложность и также дайте 3 объяснения; – «обратная сторона»: если
обожглись — что хорошего? если выиграли в лотерею — что плохого? – делайте
альтернативные предположения случившимся событиям; – мы предпочитаем видеть
только подтверждения своему мнению, а также удовлетворяемся случайным
положительным результатом, поэтому используйте научный метод — «никогда ни
верь, ни не доверяй — всегда проверяй», собирайте доказательства, придумывайте
эксперименты для проверки гипотез.
8. Решение проблем
– сначала убедитесь, что правильно поняли условия задачи; – точно сформулируйте
возникшую проблему, а также что вы ищете; – правильно организуйте имеющуюся
информацию, сосредоточьтесь на ключевых моментах, отбросьте второстепенное; –
преобразуйте имеющуюся информацию в более приемлемую форму — рисуйте, это
помогает наглядно представить задачу; – упростите задачу, изложив её своими
словами, разделите на составные части; – будьте готовы искать решения во всех
направлениях — разные типы задач требуют разных типов решения:
последовательность шагов, экспериментально, поиск скрытого шаблона, дедукция; –
определите подсознательные ограничения, которые мешают решению; – когда
получите решение — проверьте его правильность, проанализируйте допущения и
умозаключения, нет ли другого решения?
9. Принятие
решений – старайтесь обдумывать решения, учитесь распознавать автоматический
выбор («по умолчанию»); – сформулируйте цель, чего вы хотите; – определите
критерии, на основании которых хотите сделать выбор, наделите их приоритетами и
расположите в порядке убывания; – что хотите получить? что сохранить? чего
хотите избежать? – дайте требованиям самим генерировать возможности; – оцените
и проверьте возможные решения, сравните все варианты друг с другом; – спросите
свой разум и сердце, остановитесь на варианте, который чувствуете правильным,
когда решение принято — действуйте; – «Ицзин» («Книга перемен») — сборник
мудрых притч, но не как средство спросить судьбу, а как способ заставить ум
двигаться в новых направлениях; – способность ставить цель и стремиться к её
достижению мобилизует: что хотите? к чему стремитесь? поймите и оцените общее
направление жизни; – выпишите все свои желания, разбейте на группы, установите
приоритеты, какое событие вызвало конкретное желание? что было бы, если бы
конкретного желания не было? какие желания лишь потребность заслужить
одобрение? трансформируйте желания в цель, сведите к локальным задачам, точно
определите шаги и привяжите к конкретным датам.
10. Дурачьтесь –
новые идеи часто приходят во время отдыха или игры; – не воспринимайте всё
слишком серьёзно; – юмор поднимает дух и освежает разум; – «а что, если... ?» —
описывайте гипотетические неожиданные ситуации/условия; – практикуйтесь с
оптическими иллюзиями, лентой Мёбиуса; – читайте фольклорные истории о
необычных и алогичных персонажах — Ходжа Насреддин, Алдар Косе и т.п.; –
познакомьтесь с коаном — вопросы-загадки, приводящие нелогичностью к разрыву
цепи привычной логики, ассоциаций и инерции мышления; – читайте нестандартные
высказывания, шутки, афоризмы, парадоксы, апории; – ищите причудливые,
необычные, противоречивые идеи; – играйте в настольные игры с визуальной стратегией
и логической тактикой — спраутс, го.
11. Творчество –
не останавливайтесь на первой же идее/решении, заглядывайте дальше, копайте
глубже; – устанавливайте взаимосвязи между двумя очевидно разнородными идеями;
– облегчайте доступ до библиотеки вашего опыта с помощью случайных слов, сделав
их триггерами для вызова ассоциаций; – используйте метафоры, сравнения и
аналогии для генерирования идей; – ищите материалы вне сферы обычных интересов;
– разделите изучаемую идею на атрибуты (свойства, характеристики, параметры), а
затем меняйте по одному или нескольким; – вещи приобретают значение в
зависимости от окружения, поэтому измените контекст, «придумайте 20 способов
применения скрепки»; – делайте по-другому привычные занятия; – подумайте над
заданием перед сном, а сразу после вспомните всё, что увидели во сне; –
рискуйте, делайте что-то совершенно отличное, вторгайтесь в неизведанные
области; – сразу фиксируйте в блокноте идеи и мысли, как только они появились,
иначе они забудутся.
12. Учитесь
учиться – наблюдайте за профессионалом, практикуйтесь, экспериментируйте; –
создайте потребности в обучении: внешние (деньги, страхи) и внутренние
(любопытство, интерес, потребность роста); – используйте диаграммы связей,
сосредоточьтесь на смысле изучаемого; – ищите забавные и интересные стороны
изучаемого; – препятствий много (лень, деньги, страх), но они неизбежны; –
знания всегда будут неполными — ошибайтесь чаще, поощряйте способность к
адаптации и гибкость при попадании в новую ситуацию; – конца у обучения нет, мы
не можем знать всё, цель путешествия — путешествие. Мы теряем интеллектуальную
форму из-за лени, самодовольства, предпочитая использовать привычные действия
вместо поиска новых решений, сужая круг своих интересов. Для упражнений
достаточно выкроить 15 минут в день, построить график тренировок, проверять
результаты каждые две недели и усложнять упражнения по мере совершенствования.
А упражняться можно где угодно. И главное — нужно получать удовольствие.
https://tinyurl.com/5n846t2a
Комментариев нет:
Отправить комментарий