Эта черно-белая фотография - все, что осталось от картины Морица Оппенгейма, исчезнувшей из Еврейского музея Франкфурта в ноябре 1938 года после погромов Хрустальной ночи. Уничтожена она или украдена, потеряна навсегда или вернется из небытия, остаётся загадкой до сих пор...
Женщину на картине зовут Гутеле. Она родилась в 1753 году в Юденгассе - еврейском гетто Франкфурта-на-Майне, зажатом между городской стеной и рвом. С 15 века, когда евреям было приказано туда переселиться, границы гетто по требованию властей не менялись, но если в 15 веке на этой длинной, узкой улице жило примерно 150 человек, то к моменту рождения Гутеле на том же клочке земли ютилось уже почти три тысячи человек. Дома лепились друг к другу, росли вверх многочисленными пристройками, превращая и без того тесную, грязную улицу в узкий колодец, куда с трудом проникал солнечный свет. От другой части города Юденгассе был отделен рвом и воротами, которые запирались с наступлением темноты и по воскресеньям.
Гутеле родилась в зажиточной семье - внутри гетто было свое разделение на богатых и бедных. Ее отец, Вольф Соломон Шнаппер, был торговцем, финансистом и поставщиком двора соседнего княжества Мейнинген. Он даже пользовался особыми привилегиями: ему, в отличие от других обитателей гетто, было разрешено покидать Юденгассе по воскресеньям и в дни христианских праздников. Все остальные ограничения на него распространялись: он платил многочисленные подати, имел право ходить за пределами гетто только в одиночку, делать покупки на рынке лишь в определенные часы, не мог заходить в городские парки и должен был снять шляпу, отступить и поклониться, если ему говорили «Еврей, знай свое место».
Он также должен был ждать очереди, чтобы выдать замуж/женить своих детей, так как в гетто запрещалось играть больше 12 свадеб в год и вступать в брак женихам моложе 25 лет.
В 1770 году Вольф получил разрешение на свадьбу дочери и нашел ей жениха, 26-летнего Мейера-Амшеля. Мейер был
из семьи среднего достатка, его отец занимался обменом денег и торговлей подержанными вещами и украшениями. В 13-летнем возрасте Мейера отправили учиться банковскому делу в Ганновер, а через четыре года, осиротев, он вернулся в родной город, продолжил дело отца и со временем открыл еще и лавку по продаже антикварных вещиц. Парень он был смышленый, хваткий, умел заводить нужные знакомства, и на момент свадьбы был банкиром при дворе кронпринца земли Гессен.
30 августа 1770 года, в синагоге франкфуртского гетто, Мейер-Амшель и Гутеле поженились, и никто из пришедших на свадьбу гостей не подозревал, что на их глазах рождается не просто семья, а всемирно известная финансовая династия.
Гутеле родит 19 детей, из которых выживут 10: пять мальчиков и пять девочек. Сыновья продолжат дело своего отца, создадут по его наказу сеть банков в разных городах Европы (Амшель - во Франкфурте, Натан - в Лондоне, Джеймс (Якоб) - в Париже, Соломон - в Вене, а Карл (Калман) - в Неаполе), и фамилия их станет синонимом богатства и власти.
А фамилия эта произошла от названия дома, в котором жили предки Мейера-Амшеля. У домов в еврейском гетто Франкфурта-на-Майне не было номеров, их различали по изображениям на фасаде. На доме предков Мейера-Амшеля висела красная табличка. Красный на немецком - rot (на старонемецком- roth), а табличка, знак - Schild. Rothschild. Ротшильд.
Женщина на картине - Гутеле Ротшильд, матриарх знаменитой династии банкиров.
Мейер-Амшель Ротшильд скончался в 1812 году в возрасте 68 лет.
За год до его смерти евреи Франкфурта получили равные с христианами гражданские права и уже не были обязаны жить в гетто, но Гутеле отказалась уезжать из Юденгассе - как говорят, из суеверия, что в противном случае от ее сыновей отвернется удача.
Ее дом отремонтировали и благоустроили, но снаружи он выглядел довольно скромно, и контраст между богатством Ротшильдов и ее невзрачным жилищем сделал Гутеле местной знаменитостью. Многие из известных людей того времени, приезжая во Франкфурт, приходили посмотреть на женщину, которая могла бы жить во дворце, но осталась жить в бывшем еврейском гетто. Среди них был и Ганс Христиан Андерсен, увековечивший имя Гутеле в одном из своих произведений.
Гутеле Ротшильд пережила мужа на целых 37 лет. Она вела обширную переписку с родственниками, посылала им еду и свои рукоделия. Она полюбила походы в оперу и театр, и прохожие с удивлением наблюдали за тем, как очень пожилая женщина в роскошной одежде, жемчугах и неизменном кружевном чепчике идет в сопровождении слуг к карете, которая не могла проехать по узкой улице гетто и останавливалась за его пределами.
Гутеле была обласкана вниманием детей и внуков. В ее доме отмечали все семейные праздники, к ней приезжали, чтобы получить совет и благословение на свадьбу.
Гутеле Ротшильд прожила фантастически долгую по меркам своего времени жизнь. Она умерла в 1849 году в возрасте 95 лет.
@Maya Zeleny
Комментариев нет:
Отправить комментарий