пятница, 22 января 2016 г.

Неконтролируемый стресс и депрессия



1. Понятие неконтролируемого стресса. Эксперимент Шенгер-Крестовниковой. Разные способы создания неконтролируемой ситуации.
2. Практическое значение неконтролируемого стресса.
3. Депрессия и тревога. Различия между депрессией и тревогой. Гормоны и депрес­сия. Методы защиты от неконтролируемого стресса. Депрессивные состояния здорового человека.
 

Представление о депрессии как ввел великий немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856—1926). Крепелин описал триаду симптомов депрессивного состояния, которая сохра­няет диагностическое значение до нашего времени;
• тоскливое, подавленное настроение;
• умственно-речевое торможение;
• двигательная заторможенность.
Иначе говоря, депрессия характеризуется угнетением аффективных, когнитивных и моторных функций личности.
Для мании, как для состояния, противоположного депрессии, указанная триада инвер­тируется: жизнерадостное настроение, умственно-речевое и двигательное возбуждение. В от­личие от мании, для эйфории характерен повышенный аффект, т.е. беспричинно хорошее на­строение и снижение моторной и когнитивных функций.
Депрессия — болезненное состояние, развитие которого зависит от генетических факторов и средового воздействия — стресса.
Больные в маниакальной фазе гиперсексуальны, но не в силу болезненно высокой по­ловой мотивации, а вторично — из-за повышенной самооценки. Во время депрессивного эпизода самооценка человека, соответственно, снижена.
Основной фактор внешней среды, который влияет на формирование депрессии, — не­контролируемый стресс.
1. ПОНЯТИЕ НЕКОНТРОЛИРУЕМОГО СТРЕССА

Постоянное, т.е. хроническое воздействие, может вызывать хронический стресс, при наличии хотя бы одного из следующих условий:
· невозможно приспособиться к воздействию;
· невозможно избавиться от воздействия;
· невозможно избежать воздействия;
· невозможно предсказать начало воздействия;
· невозможно предсказать конец воздействия.
При соблюдении одного из этих условий или сразу нескольких неоднократное при­менение стимула вызывает хронический стресс, несмотря на то что физические характери­стики стимула остаются неизменными, т.е. формальная новизна ситуации снижается. Такой стресс называется не контролируемым.
Невозможность приспособиться, избежать, избавиться, предсказать начало или конец стимуляции делает стресс хроническим, т.е. неконтролируемым.

Самым сильным, имеющим наиболее пагубные для организма последствия, является непредсказуемый стресс.
Если начальник постоянно недоволен подчиненным, как бы он тот ни выполнил зада­ние, у подчиненного развивается постоянный стресс. Если дорога в школу проходит мимо за­бора, за которым живет злая собака, то маленький мальчик испытывает хронический стресс. Обычный человек, на которого направлен огромный поток информации, находится в состоя­нии хронического стресса, если непонятно — какая информация жизненно важна, какая — менее важна, а какая — является просто шумом.
В каждом из приведенных примеров у субъекта развивается хронический стресс из-за того, что ситуация является неконтролируемой, т.е. воздействие остается одним и тем же, но выполняется одно из пяти вышеперечисленных условий.

1.1. Эксперимент Шенгер-Крестовниковой
В лаборатории И.П. Павлова его сотрудница Н.Р. Шенгер-Крестовникова обучала со­баку отличать круг от эллипса, постепенно изменяя форму эллипса так, чтобы он все больше и больше походил на круг. Правильное решение подкреплялось пищей, неправильное — не подкреплялось. Когда соотношение осей эллипса достигло 8:9, собака стала ошибаться и не смогла научиться различать фигуры даже за три недели, а затем у нее внезапно исчезла способность отличать даже вытянутый эллипс и круг. Более того, пропали и все другие условные рефлексы, которые были выработаны прежде. Кроме того «собака, ранее спокойно стоявшая в станке, теперь была постоянно в движении и повизгивала». Таким образом, впер­вые в эксперименте было показано, что неконтролируемая ситуация приводит к нарушениям в поведении.


Эксперимент Шенгер-Крестовниковой
Безуспешные попытки различить фигуры вызвали неконтролируемый стресс, который через три недели проявился в когнитивном дефиците, аффективной нестабильности и мотор­ных нарушениях. Особенно важно то, что собака не испытывала боли, ее не пугали, собака не голодала — не были использованы биологически вредные для животного стимулы. Единственная причина развившегося расстройства была чисто психологической— невоз­можность решить задачу
В результате неконтролируемой ситуации произошли изменения во всех трех сферах психики экспериментального объекта. У собаки развились:
• когнитивный дефицит — собака утратила ранее выработанные навыки;
• моторные нарушения—собака постоянно была в движении;
• расстройства аффекта — собака постоянно повизгивала.
Расстройство поведения собаки в эксперименте Шенгер-Крестовниковой было вызвано не болевыми или какими-то другими неприятными воздействиями, а исключительно психо­логическим фактором — невозможностью контролировать изменения в среде.
Это эксперимент представляет собой важную веху в изучении психологических мето­дов манипуляции поведением. Несмотря на то что неконтролируемый стресс используется многие тысячелетия для улучшения управляемости человеческих коллективов, именно экс­перимент ШенгерКрестовниковой положил начало количественному изучению последствий психического воздействия, приводящего к депрессивно-подобному расстройству поведения, и изучению физиологических механизмов подобных нарушений.
1.2. Различные способы создания неконтролируемой ситуации
Чтобы стрессорная ситуация оказалась неконтролируемой, стрессор-ное воздействие должно отвечать одному или нескольким из следующих условий: к нему невозможно при­способиться, его нельзя предсказать, его нельзя избежать, от него нельзя избавиться, оконча­ние воздействия тоже невозможно предсказать.
Раздражение должно наноситься нерегулярно. Только в таком случае стресс будет не­предсказуемым и, следовательно, неконтролируемым. Например, сезонное изменение осве­щенности — это абсолютно неизбегаемое,полностью предсказуемое воздействие, которое не вызывает неконтролируемого стресса у всего населения Земли.
Два животных одновременно получают болевое раздражение электрическим током. Одно животное может избавляться от него, переходя в другую половину клетки (или нажи­мая на педаль, или запрыгивая на полку и т. п.). Электрическая цепь собрана таким образом, что, избавляясь от ударов током, животное прерывает подачу тока в соседнюю клетку. Таким образом, оба животных получают одинаковое по силе, длительности и регулярности физиче­ское воздействие. Единственное различие состоит в психологическом факторе контролируе­мости. Первое животное контролирует ситуацию, а второе — нет. Другими словами, первое животное получает контролируемое воздействие, авторов— неконтролируемое. В результате неконтролируемого воздействия развивается выученная беспомощность — депрессивно-подобное состояние, которое может сохраняться несколько месяцев, а в некоторых случаях и всю жизнь.
Одинаковое по физическим характеристикам воздействие вызывает различную реак­цию человека или животного в зависимости от возможности контролировать это воздей­ствие.
Только у тех животных (или людей), которые подвергались неконтролируемому воз­действию, т.е. непредсказуемому и неизбегаемому, развиваются многочисленные расстрой­ства, в отличие от испытывавших такие же болевые ощущения, но в контролируемых усло­виях.
Подвергнутые неконтролируемому воздействию утрачивают способность к приобрете­нию новых навыков, хуже выполняют действия, которым научились раньше, у них изменяет­ся структура сна, ослабляется иммунитет, а на слизистой желудка и кишечника образуются язвы. Самый же драматичный эффект неконтролируемого стресса — агедония, утрата чув­ства удовольствия от привычных форм жизненной активности, прежде всего от еды и секса. Пропадает вкус и воля к жизни. Такое состояние, вызванное неконтролируемым стрессом, получило название «выученная беспомощность». Оно является моделью депрессии челове­ка, т.е. она имеет те же причины, механизмы и проявления, что и самый распространенный психоз, которым страдают от 10 до 20% населения Земли.
В экспериментах широко используется такое, казалось бы, мягкое воздействие, как ли­шение возможности двигаться. Для этого крыс и мышей помещают в пластмассовые стакан­чики, обезьян пристегивают ремнями к креслу. Если это длится несколько часов, то, несмот­ря на удобную позу и даже возможность изменять ее, подопытная крыса или обезьяна проде­монстрируют депрессивные симптомы, которые сохранятся несколько дней или даже недель.

Основные признаки выученной беспомощности
Неконтролируемый стресс формирует состояние выученной беспомощности, которое характеризуется подавлением когнитивной, аффективной и моторной активности.
Неконтролируемый стресс может быть вызван изменением как физической, так и соци­альной среды.
У животных с опытом постоянных поражений при социальных конфликтах возникает стойкое, сохраняющееся неделями, расстройство функций, характерное для выученной бес­помощности.

Социальный неконтролируемый стресс

Мышь справа постоянно терпит поражения в социальных столкновениях. В итоге одно присутствие другой мыши, даже отделенной перегородкой, вызывает реакцию затаивания, ранее отсутствовавшую в ее поведенческом репертуаре. Физиологические и биохимические показатели у животных с длительным опытом социальных поражений указывают на депрес­сивноподобное состояние. Принципиально важно то, что выученная беспомощность развива­ется в результате не одного поражения, а при длительном опыте поражений, т.е. в результате постоянных неудачных попыток решить социальную проблему

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НЕКОНТРОЛИРУЕМОГО СТРЕССА
Каждый человек, чаще всего не осознавая этого, подвергался неконтролируемому воз­действию и сам создавал неконтролируемые ситуации для других. Практическое значение неконтролируемого стресса для социальной жизни человека состоит в том, что поведение подвергшегося ему животного или человека становится управляемым.
Один из симптомов аффективного дефицита человека и животных с выученной беспо­мощностью— агедония. Она проявляется, в частности, в исчезновении собственных жела­ний. Применительно к человеку — в ослаблении волевых качеств, желании что-либо пред­принимать самостоятельно. Исчезает умение, а главное, желание самостоятельно оценивать происходящее, принимать самостоятельные решения. Поведением челове-ка с ослабленной волей управлять легко, поэтому формирование выученной беспомощности вследствие не­контролируемой ситуации — это старинный и широко распространенный способ манипуля­ции поведением.
Практическое значение неконтролируемого стресса заключается в том, что поведение подвергшегося ему животного или человека становится управляемым.
Человек использует неконтролируемый стресс и для управления поведением живот­ных. Соколиная охота — старинное русское занятие — требовала большого количества обу­ченных птиц. Поэтому пойманного сокола перед началом тренинга не кормили три дня. В ре­зультате неконтролируемого стресса птица становилась управляемой. Аналогичную ситуа­цию, к которой животное не могло приспособиться, создавали лошадям.
Когда государство ставит цель сделать управляемым все общество, оно прибегает к значительно более жестким мерам. Когда за любое действие человек может быть наказан, поскольку государство скрывает законы, постановления и инструкции, незнание которых не освобождает от ответственности, — это неконтролируемая ситуация, в которой оказываются все граждане. Например, император Гай Калигула объявил много новых налогов.
Налоги такого рода объявлены были устно, но не вывешены письменно, и по незнанию точных слов закона часто допускались нарушения; наконец, по требованию народа Гай выве­сил закон, но написал его так мелко и повесил в таком тесном месте, чтобы никто не мог списать.
Один из ярких примеров выработки выученной беспомощности у больших групп лю­дей — «трудовые лагеря» фашистской Германии, активно функционировавшие до начала мировой войны. Их задачей было перевоспитание личности, которое проводилось с помо­щью непредсказуемого стрессорного воздействия. Правила внутреннего распорядка в лагере постоянно менялись, о чем не сообщалось заключенным. При этом любое нарушение этих правил каралось. Кроме этого, достаточно грубого приема, применялась «иррационализация»: заключенных заставляли выполнять действия, лишенные какого-либо смысла. Например, не только рыть ямы и тут же засыпать их, что заключенные могли бы объяснить садизмом конкретного охранника, но и попросту регулярно выслушивать правила внутреннего распорядка, которые и без того были вывешены на каждом столбе. В результате, подобно собаке Шенгер-Крестовниковой, заработавшей невроз в бесплодных попытках по­нять законы окружающего их мира, заключенные всего за несколько месяцев выучивались беспомощности. Они выходили на свободу новыми людьми — лишенными собственной жизненной энергии и, следовательно, легко управляемыми.
Создание неконтролируемых стрессорных ситуаций для формирования выученной бес­помощности широко используется в человеческом обществе с целью повышения управляе­мости как отдельных личностей, так и больших групп населения.
Эффективное применение неконтролируемой ситуации с целью создания выученной беспомощности и повышения управляемости человека описано У. Шекспиром в «Укроще­нии строптивой» — пьесе, которую принято считать «шедевром комедийного искусства». Петруччо, сам и через своих слуг, постоянно унижает жену, морит ее голодом, заставляет де­лать и говорить нелепости. В итоге своевольная Катарина превращается в существо, полно­стью лишенное собственной воли.

Неконтролируемый стресс — это не только средство сделать управляемыми других людей, но это еще и метод тестирования эффективности данной процедуры. Если человек пытается справиться с ситуацией, точнее, изменить неблагоприятный ход событий, значит, У него еще пока не сформировалась выученная беспомощность, следовательно, он еще не до конца управляем и, следовательно, ненадежен. Например, родственники почти всех прибли­женных И. В. Сталина находились в лагерях, обвиненные в измене Родине.
Пример двойного использования выученной беспомощности — и как средства, и как теста — описан И. С. Тургеневым в рассказе «Му-му». Герасим хотя и выполнил указание хозяйки, но ушел от нее, продемонстрировав недостаточную управляемость. Только скорая смерть хозяйки спасла Герасима его от ее закономерного гнева.

Неконтролируемое стрессорное воздействие используется для улучшения управляемости членов сообщества не только в жестких условиях (тоталитарное государство, места заключе­ния, фирмы с напряженной внутренней конкуренцией и т.п.), но и во многих социальных группах, в том числе и в заурядных трудовых коллективах: Управляемость починенных — важнейшая характеристика коллектива, с точки зрения большинства администраторов.
Квалифицированный сотрудник, как правило, более независим, чем неквалифициро­ванный, в силу высокой самооценки, уверенности в себе — в своих знаниях, умений, практи­ческом опыте. Поэтому часто работодатель предпочитает неквалифицированного претенден­та именно в силу его управляемости. Во всяком случае, при оценке качеств кандидатов чаще всего в первую очередь оценивается управляемость, а только потом —профессиональная квалификация.
Решение проблемы управляемости коллектива было найдено очень давно. Два антич­ных автора приводят одну и ту же притчу о тиране, захватившем власть в городе и спросив­шем у опытного коллеги «Как управлять народом?». Тот молча отвел посланника в поле и стал обрывать самые высокие колосья, пока не уничтожил самую красивую и густую часть нивы, а затем отправил его обратно. Простодушный гонец сказал хозяину, что посетил, увы, безумца, который опустошает собственную землю. Но, молодой администратор сообразил, что ему советуют умертвить выдающихся граждан. Что и было исполнено.
В этом методе повышения управляемости сообщества существенно то, что следует удалить (физически уничтожить, заключить в тюрьму, выслать из страны) выдающихся лю­дей независимо от того — чем они выдаются: богатством ли, древностью рода, ученостью, дореволюционным партийным стажем или любым другим талантом. В силу высокой самоо­ценки такие люди независимы, т.е. критически относятся ко всем распоряжениям руко­водства, склонны их комментировать и часто поступают вопреки таким распоряжениям.
В известном афоризме «Хороший начальник должен уметь задать вопрос, ответить на него и объяснить подчиненному, в чем тот не прав» содержится только ничтожная доля шут­ки. Очень часто администраторы поступают именно так. Конечно же, на каждый способ есть десятки вариантов, а на каждый вариант— десятки тонкостей, но общий принцип— делать ситуацию непредсказуемой для подчиненного — всегда соблюдается.
Несколько примеров из практики управления. Выпускнику математического факульте­та, пришедшему на работу в математический институт, предлагают в качестве первого зада­ния взять интеграл. Естественно, этот интеграл является неберущимся. Но новичку сообща­ют об этом только через несколько недель, когда его уверенность в собственных силах будет подорвана бесплодными усилиями, другими словами, используя физиологические категории — когда в результате неконтролируемого стрессорного воздействия у человека разовьются начальные симптомы выученной беспомощности.
Учителя часто занижают оценки проказливым школьникам. Очевидное несоответствие между качеством ответа и полученной оценкой, бесплодные попытки понять, что же именно хочет учитель, вызывают у непоседливого ребенка депрессивно-подобное состояние, одной из особенностей которого является изменение двигательной активности. В итоге такой уче­ник перестает вертеться и болтать на уроке. Таким образом учитель достигает поставленной цели — увеличивает управляемость коллектива.


«Опять двойка» Н. Решетникова

Цель учительницы — вызвать торможение психомоторной актив­ности мальчика во время уроков.
При ведении собраний различного рода некоторые председательствующие намеренно затягивают свое выступление. При таком многоговорении неизбежны повторы, отвлечения от конкретной темы, алогичные переходы. Попытки сотрудников, в первую очередь моло­дых, понять, что именно говорится и какое это имеет значение, обречены на провал. Подоб­ные длинные речи произносятся именно с целью вызвать у слушателей ощущение собствен­ной некомпетентности, неспособности выделить мысль в наборе знакомых слов, понять про­стые, должно быть, вещи. Конечно же, смысл искусственного удлинения речей не только в этом, но повышение управляемости коллектива путем выработки выученной беспомощности — одна из главных задач выступающего председателя.

В советское время такой метод широко применялся на всех уровнях — от партийных съездов до собраний в самых маленьких жилконторах.
При постановке пьесы «Ревизор» К. С. Станиславский репетировал с Михаилом Чехо­вым роль Хлестакова на протяжении двух лет. Молодой актер был совершенно замучен этой работой, т. к. не мог понять — чего же от него добивается режиссер. Когда наконец спек­такль был готов, актер был буквально выжат репетиционным процессом. В подавленном на­строении, выйдя на сцену во время премьеры, он обнаружил, что забыл текст... Текст, извест­ный даже школьникам! Это повергло его в совершенную растерянность, и он отыграл Хле­стакова как депрессивную личность. Станиславский признался потом, что именно такой об­раз, он хотел видеть, но считал, что сыграть депрессию актер не сможет, и поэтому сформировал реальный аффект, замучив актера своим недовольством во время репетиций.
Управляемость, формируемая в результате хронического стресса, является одним из проявлений выученной беспомощности — состояния, для которого характерны все черты де­прессивного расстройства психики.
3. ДЕПРЕССИЯ И ТРЕВОГА

Депрессией страдают от 10 до 20% населения всех стран и культур, а в тяжелой форме, требующей госпитализации, — 3—9%.
Характерны три симптома: сниженное настроение, когнитивная и моторная затормо­женность. Кроме того, обычно присутствуют дополнительные симптомы: агедония (потеря интереса ко всем, или почти всем, обычным занятиям, или же отсутствие удовольствия от них); снижение либидо; расстройство аппетита (повышение или снижение); психомоторное возбуждение или торможение; расстройства сна; астения; идеи самообвинения с ощущения­ми бесполезности существования; суицидальные мысли.
Различия между, депрессией и тревогой


Термины «депрессия» и «тревога» часто употребляют как синонимы стресса. Это не­правильно.
Тревога— это аффект, возникающий в ожидании неопределенной опасности или не­благоприятного развития событий.
Депрессия— это синдром, для которого характерно сочетание трех симптомов: пони­женное настроение, заторможенная интеллектуальная и двигательная активности, т.е. сни­женный уровень аффективной, когнитивной и моторной функций личности.
Тревога сопровождает начальные этапы хронического стресса, а депрессия формирует­ся в результате длительного неконтролируемого стрессорного воздействия.
Тревога возникает вместе со стрессом и сопровождает его, а депрессия — это след­ствие хронического стресса.
Депрессия — наиболее распространенное психическое расстройство. В структуре этой болезни может присутствовать и тревога, и другие аффекты. Существует, например, «гнев­ливая депрессия». Существует даже ажитированная депрессия, при которой больной, не­смотря на подавленное настроение, находится в двигательном и психическом возбуждении. Депрессивные состояния тесно связаны со смертью.
Если в жизни человека развитию депрессии предшествовала психическая травма, то депрессию называют реактивной. Если Сильного потрясения не выявлено, то депрессия счи­тается эндогенной.
Эндогенные депрессии в действительности тоже имеют внешние причины. Их разви­тие связано с постоянно действующими на человека хроническими стрессорными воздей­ствиями. Человек может и не осознавать того, что он находится в состоянии неконтролируемого стресса.
Эндогенная депрессия развивается в результате множества событий, каждое из которых сопровождалось небольшим стрессом.
При хроническом умеренном стрессе крысы или мыши ежедневно, на протяжении четырех недель, подвергаются одному из следующих воздействий:
• отсутствие еды;
• отсутствие воды;
• наклон клетки;
• сырая подстилка;
• скучивание (количество животных в клетке в два раза больше обычного);
• социальная изоляция (животное одно в клетке);
• инверсия светового цикла (свет включается вечером и выключается утром).
Каждую неделю порядок применения воздействий меняется.
Если каждый из этих стрессоров применить изолированно, т.е. воздействовать на жи­вотных только однократным лишением воды на сутки, либо наклоном клетки, то это, конечно же, вызовет стрессорные реакции. Но поведенческие и физиологические показатели жи­вотных вернутся в норму через 2—3 суток. Однако при хроническом их применении, причем в непредсказуемом порядке, у животных развивается состояние выученной беспомощности, которое может длиться несколько месяцев.
Хронический умеренный стресс — адекватная модель эндогенной депрессии, развив­шейся в результате множества слабых стрессоров.
Эндогенную депрессию называют первичной, поскольку отсутствует явная причина за­болевания, точнее ее не удается обнаружить. Вторичной называют депрессию, имеющую очевидную причину. Это может быть психотравмирующее событие или же болезнь. При лю­бом недомогании настроение падает; если оно снижается очень сильно, то говорят о депрес­сии, вторичной к соматическому заболеванию.
Различить первичную и вторичную депрессию бывает сложно, особенно если не удает­ся обнаружить какого-то сильного потрясения, предшествовавшего заболеванию, поскольку первичная депрессия часто сопровождается болями в разных частях тела. Соответственно го­ворят о различных соматических масках депрессии — от сердечно-сосудистых до дерматоло­гических. Это могут быть жалобы на боли и неприятные ощущения в отсутствие органических изменений: психогенная одышка, психогенная головная боль, психогенное головокру­жение, двигательные нарушения, имеющие психогенное происхождение, психогенный псевдоревматизм (жалобы на костно-мышечные боли), разнообразные жалобы на неприятные и болезненные ощущения в разных частях живота, психогенные нарушения в области почек, самые разные сексуальные нарушения.
Частота конкретных соматических проявлений депрессии различна в разных социаль­ных группах и изменяется с течением времени. Это связано с тем, что психосоматические симптомы, как многие психические расстройства, имеют эпидемический характер распространения, обусловленный бессознательным подражанием. Например, термин "ипохондрия», который означает сосредоточенность на вопросах своего здоровья, переводится с греческого как «подреберье». Мы делаем вывод, что античные ипохондрики жаловались главным образом на неопределенные болезненные ощущения в верхней части живота. Высокая частота такой локализации болей при депрессии отразилась в возникновении такого синонима де­прессии, как «сплин». Это английское название селезенки, которая расположена в левом подреберье. Распространение медицинских терминов среди неспециалистов современными популярными изданиями, несомненно, ведет к разнообразию психогений.

Автопортрет Дюрера

Депрессия, как правило, сопровождается жалобами на боли в разных участках тела и расстройствами различных систем организма. Это так называемые соматические маски де­прессии.
По тяжести расстройства, т.е. по тяжести клинических симптомов, депрессия может являться психозом или оставаться на уровне невротического расстройства. Не вдаваясь в тонкости различных определений невроза и психоза, скажем только, что граница между дву­мя формами болезни проходит по уровню социализации больного. При неврозе больной мо­жет выполнять многочисленные функции члена общества. Он может общаться с другими людьми, даже работать, хотя это дается ему с трудом и доставляет сложности другим людям. При психозе больной выключается из социальной жизни и нуждается в госпитализации. В случае психотической депрессии, больной лежит в постели и почти не реагирует на внешние раздражители и внутренние потребности.
Тяжести заболевания, как правило, соответствует тип течения. При наиболее тяжелой форме депрессии периоды спада в аффективной, когнитивной и моторной сферах (депрес­сивные эпизоды) сменяются маниакальными фазами. Во время маниакальных фаз у больных происходит сдвиг в противоположном направлении: отмечается немотивированный подъем настроения, психическое и двигательное возбуждение. Возбуждение когнитивных функций в маниакальной фазе не означает, что этот период благоприятен для умственной деятельности. Для маниакальных больных характерно речевое возбуждение, иначе говоря, болтливость. Психическое возбуждение означает, что больные не могут сконцентрироваться на одном предмете или занятии. Их мысли скачут; возникнув, они не успевают оформиться и логиче­ски завершиться, как на смену им появляются новые. Маниакальное возбуждение больного крайне тягостно для окружающих.
Депрессивные эпизоды могут, но не обязательно перемежаться маниакальными эпизодами — периодами повышенной аффективной, когнитивной и моторной активности.
Депрессивные эпизоды повторяются с разной периодичностью. Если они возникают исключительно в Осенне-зимний период, то прогноз благоприятен. Осенняя депрессия до­статочно легко корректируется и, как правило, не выходит за рамки легкого невроза. Если же депрессивные эпизоды возникают вне связи со сменой естественной освещенности, то прогноз менее благоприятен.
Что касается тревоги, то ее классификация проще. Выделяют первичную тревогу, так называемый посттравматический синдром, при котором ведущим симптомом является чув­ство беспокойства. Вторичная тревога сопутствует многим ситуативным расстройствам, что естественно, поскольку и у здорового человека определенная тревожность необходима для формирования мотивации.

Гормоны и депрессия

Если гуморальные факторы, модулирующие тревожные состояния, достаточно хорошо известны, то «гормон депрессии» остается загадкой. Не вызывает сомнения, что гормоны участвуют в патогенезе депрессивных состояний. Дисфория при предменструальном синдро­ме связана с изменением уровня прогестерона. В то же время если женщина страдает бипо­лярной депрессией, то часто нередко отмечается нормализация состояния на границе циклов, когда резко меняется содержание прогестерона в крови. С резким падением прогестерона по окончании беременности связывают и увеличение частоты депрессивных состояний в после­родовой период— так называемая «послеродовая депрессия».
Гормоны при депрессии и тревоге
ТРЕВОГА
Гормон
Связь с аффектом
Факторы, регулирующие Секрецию гормона
КРГ (кортиколиберин)
Индуцирует
Стресс
Вазопрессин
Усиливает
Стресс Обезвоживание Падение АД
Окситоцин
Ослабляет
У женщин - Рефлекс Фергюсона; У мужчин — ?
Эндорфины
Ослабляет
Физические нагрузки
Прогестерон
Ослабляет
У женщин - менструальный цикл; У мужчин - ?
Дезоксикортикостерон
Ослабляет
Стресс
Na+ — тормозит
Депрессия
Эндорфины
Ослабляет
Физические нагрузки
ЛГ-РГ (гонадолиберин)
Ослабляет
Фотостимуляция
Регуляция кортизола по обратной связи
Отражает (положительный дексаметазоновый тест)
Примечание. АД — артериальное давление; рефлекс Фергюсона — увеличение секре­ции окситоцина при механической стимуляции влагалища; ? — неизвестно.

Гуморальный фактор депрессии неизвестен, хотя есть факты, которые указывают на существование такого вещества.
Долгое время считали, что причина депрессии в повышенном уровне кортизола.
Развитие депрессии не связано с повышенной секрецией кортизола при
хроническом стрессе.
Развитие депрессии связано с длительным увеличением активности гипофиз-адре­наловой системы, т.е. с устойчиво повышенной секрецией всех стрессорных гормонов: кортиколиберина, АКТГ и кортизола.
При депрессии ослаблена регуляция гипофиз-адреналовой системы по механизму отрицательной обратной связи.

Нарушение регуляции гипофиз-адреналовой системы по механизму обратной связи, по всей вероятности, вызвано изменением чувствительности регулирующих центров к глюкокортикоидам, т.е. снижением количества рецепторов к глюкокортикоидам в гипофизе и (или) головном мозге. Такое предположение подтверждается и хорошо известным фактом регуляции числа рецепторов по уровню гормона. Поскольку прижизненное определение количества рецепторов в тканях мозга больных невозможно, об изменении количества рецепторов остается судить по изменению их количества в клетках крови. В лимфоцитах депрессивных больных количество рецепторов оказалось ниже на 30%, чем у контрольных пациентов.

Для больных эндогенной депрессией характерны и другие особенности гипофиз-адреналовой системы. У таких больных снижен выброс АКТГ в ответ на введение кортиколиберина. Это означает, что при депрессии нарушены не только обратные, но и прямые связи в гипофиз-адреналовой системе. Кроме того, у депрессивных больных увеличена секреция кортизола в ответ на введение вазопрессина. Это имеет большое значение, поскольку секреция вазопрессина не регулируется по механизму отрицательной обратной связи, в отличие от АКТГ и кортиколиберина. Возможно, что у больных депрессией в регуляции секреции кортизола ведущую роль играет не АКТГ, а вазопрессин. Прямых подтверждений этого предположения нет, поскольку широкомасштабных определений уровня вазопрессина у больных не проводилось.
Помимо нарушений гипофиз-адреналовой системы, у больных эндогенной депрессией выявлены нарушения в других эндокринных системах.
Например, в системе регуляции щитовидной железы, так же как и в гипофиз-адреналовой системе, у больных эндогенной депрессией ослаблен ответ гипофизарного тропина на введение гипоталамического рили-зинга. Так же как рост секреции АКТГ после введения кортиколиберина ослаблен при депрессии, ослаблен и рост секреции тиреотропина после введения тиреолиберина. При спонтанном или вызванном лечением облегчении состояния нормализуются и результаты тиреолиберинового теста. Нарушен и суточный ритм секреции тиреотропина, отсутствует его подъем в ночные часы. Поскольку у больных депрессией ночью повышена температура, а тиреоидные гормоны повышают теплопродукцию, возможно, это указывает на участие терморегуляции в патофизиологических механизмах депрессии.

Эндокринные нарушения при депрессии
ПВЯ — паравентрикулярное ядро гипоталамуса, ККЧ — крупноклеточная часть, МКЧ — мелкоклеточная часть, ЗД — задняя доля гипофиза, ПД — передняя доля гипофиза, КС — кора надпочечника (корковый слой). Один из немногих установленных механизмов формирования депрессии — это снижение секреции гонадолиберина, вызванное мелатонином — гормоном эпифиза. Увеличение секреции мелатонина происходит при снижении освещенности, например, осенью. Эпифиз связан с сетчаткой глаза через гипоталамус (см. рис. 9.1.). Роль других гормональных изменений в формировании депрессивных состояний неясна. Они служат биологическими маркерами первичной депрессии. При депрессии: снижено стимулирующее действие кортиколиберина на секрецию АКТГ и тиреолиберина на ТТГ (тиреотропный гормон, стимулирующий щитовидную железу); усиливается роль вазопрессина в стимуляции секреции кортизола корой надпочечников; ослаблена регуляция секреции кортизола по механизму отрицательной обратной связи за счет снижения чувствительности в гипоталамусе и структурах ЦНС

При депрессии нарушены реакции многих эндокринных систем.

Если гормональные механизмы развития депрессивных состояний, за исключением общего положения «стресс — основной патогенетический фактор депрессии», неясны, то гормоны, ослабляющие депрессию и препятствующие ее возникновению известны.
Гонадолиберин — естественный антидепрессант.
Снижение секреции этого гормона приводит к депрессии. Гормон эпифиза мелатонин тормозит синтез гонадолиберина, а секреция самого мелатонина возрастает при увеличении длительности темного времени суток— времени, неблагоприятного для людей, склонных к депрессивным состояниям. Кроме того, фототерапия (освещение больных) в результате которой снижается секреция мелатонина, — один из эффективных методов лечения депрессивных состояний.
Эндогенные опиаты — естественные антидепрессанты.
Эндогенные опиаты, как известно, индуцируют эйфорическое состояние. Поэтому повышение их синтеза и секреции эффективно Для подъема настроения. Простейший способ повысить их концентрацию в организме — вызвать стресс, например сходить в баню или попросту побегать. Игровое поведение человека и животных одной из целей имеет повышение секреции эндогенных опиатов.


При игровом поведении повышаются синтез и секреция эндогенных опиатов, что ослабляет депрессивное состояние

Методы зашиты от неконтролируемого стресса
Большей частью состояние выученной беспомощности, сформировавшееся в результате социальных контактов, проявляется только в определенных ситуациях, сопряженных с психотравмирующим объектом. Другими словами, как правило, выученная беспомощность (результат выработки классического условного рефлекса) проявляется в конкретной обстановке (результат выработки инструментального условного рефлекса).
Школьник, цепенеющий на уроках «бабы Зины», раскован на уроках других учителей. А встреча с той же учительницей на улице хотя и испортит ему настроение, но лишь на пару минут, и уж конечно, не затормозит моторные и когнитивные функции. Аспирант, приходя в лабораторию, постоянно ощущает, что он ничего не знает, ничего не умеет и, главное, ничего не успевает. Одно из следствий неконтролируемой ситуации, в которой он находится, — аспирант не понимает, что некоторые девушки делают ему авансы (что закономерно приводит в итоге к крайней неприязни с их сторон). Но, выйдя из лаборатории, он проявляет нормальную сексуальную активность. Менеджер низшего звена трудится, не поднимая головы, боясь выйти за рамки предписанных ему обязанностей, поскольку «Большой брат смотрит на тебя». Однако вне службы мелкий служащий может рассуждать о самых разных предметах, инициировать конфликты и проявлять другие формы независимости.
К сожалению, достаточно часто неконтролируемой ситуацией становится вся жизнь в целом. На работе неприятности, с женой нелады, любовница изменяет, дети безобразят, кошки стали ссориться, машина барахлит, в боку покалывает, и вдобавок отключили горячую воду. В такие периоды жизнь кажется сплошной цепью ошибок, неудач, проявлений слабости, глупых поступков и нелепых высказываний. Не радует хорошая погода, не забавляют прыжки котенка, а мысль о предстоящем свидании наводит тоску. Человеку лень не только побриться, но и встать с дивана — ведь он обидел всех хороших людей, а все плохие люди обидели его; он одинок. Близким он приносит одни огорчения, коллегам — только неприятности, а посторонним до него нет дела. «Жизнь прожита, и даром, нелепо, пошло прожита — вот что горько!»
Другими словами, существуют методы психофизиологической коррекции депрессивных состояний и преодоления негативных последствий неконтролируемого стресса.
Около ста лет назад, в Антарктике, судно было затерто льдами. Провизия была на исходе, помощи ждать было неоткуда, и команду охватила апатия. Неизбежно появилась цинга — следствие не недостатка витамина С, а результат нарушения его обмена". Только два человека не страдали от цинги — Руал Амундсен и лейтенант (еще не капитан) Роберт Скотт. Они, не воспринимая ситуацию как неизбегаемую, организовали команду, стали рубить лед и вывели корабль в открытые воды. Таким образом, субъективное восприятие самой тяжелой ситуации как контролируемой предотвращает развитие депрессии. Чтобы уйти из-под прессинга неконтролируемой ситуации, надо делать все, что не запрещено. Например, чистить зубы, делать зарядку. Используя термины данного курса, надо делать неконтролируемую ситуацию субъективно контролируемой.
Способ предотвращения депрессии в результате хронического социального неконтролируемого стресса — это создание параллельных социальных структур. Потребность в социальной самоидентификации— основная социальная потребность человека. Она присутствует абсолютно у всех людей. Поэтому если человек постоянно терпит поражения при социальных конфликтах на работе и в семье, то ничто не мешает ему начать самоидентифицировать себя с другим сообществом, в котором он будет более успешен. Непрофессиональные увлечения, хобби — это механизм повышения надежности социальных связей человека, способ защиты от неконтролируемого социального стресса — создание параллельных социальных ситуаций.
Если человек испытывает трудности в общении с другими людьми или же ему скучно болеть за футбольную команду, коллекционировать марки, разводить хомячков и т.п., он может найти такой аспект жизнедеятельности, который будет удален от всех прочих— дома, работы, знакомых и т.д. Это должно быть некое сообщество, примкнув к которому человек не будет в нем испытывать постоянные поражения. Если же такого сообщества не существует, то человек может его создать. Одним из вариантов является строгая приверженность определенному образу жизни, например какой-либо диете.
Ограничения, которые человек накладывает добровольно на свой образ жизни, обеспечивают его самоидентификацию как члена определенного сообщества. При этом неудобства, вызванные физическим дискомфортом, с избытком компенсируются комфортом психическим.
Уйти в монахи и при этом главное — не найти единомышленников, а только ощущать себя членом группы.
Сообщество может быть и метафизическим, в частности реально состоять из одного человека. Поэтому человек, который стал, например, вегетарианцем, ищет не общения с другими вегетарианцами, хотя это и не исключается. Главное для него удовлетворение потребности в социальной самоидентификации, возможность сказать: «Я — вегетарианец. Пусть в других аспектах жизни у меня случаются неудачи, но они мало задевают меня, т. к. главное, что я последователен в избранном мною образе жизни и буду твердо держаться своих принципов, которыми не поступлюсь никогда». Таким образом, достаточно строгая диета — не как способ похудения, а как знак принадлежности к группе и, следовательно, способ психологической защиты — вполне эффективна.
Существуют психофизиологические методы лечения депрессии и предотвращения развития стресса при неконтролируемой ситуации.
Конечно же, ощущать себя элементом успешного метафизического сообщества можно не только в периоды душевных кризисов. Ничто не мешает поддерживать повышенную самооценку при всяком, даже самом пустячном, поводе. Например, если человек живет в доме, который стоит между двумя первыми петербургскими адресами А. И, Куприна, то каждый раз, выходя на работу, можно напомнить себе: «...и Александр Иванович здесь ходил» и, может быть, такие же чувства испытывал. Если человек, хотя бы самым маленьким краешком души, причисляет себя к ученому сообществу, то в качестве профилактики депрессии эффективна прогулка по Васильевскому острову. Направляясь от Стрелки на запад, мы шагаем сквозь неимоверное количество теней великих (бывает, встретишь и живого корифея)! И со всеми ними у нас есть нечто, пусть и небольшое, общее.
Конечно, простейший способ создания метафизического сообщества — чтение сериальной литературы: дамских романов, женских детективов, жестких детективов, сериала о Гарри Потере, саги о Кольце и т.п.
Самым «биологическим» и самым доступным способом подъема настроения является мышечная работа. Если вы не знаете, почему у вас плохое настроение, побегайте. Конечно, это не метод для грузчика, но люди, ведущие в основном сидячий образ жизни, успешно его применяют. Механизмом антидепрессивного эффекта в данном случае является увеличение секреции эндогенных опиатов. У М.М. Зощенко есть интересная повесть — «Возвращенная молодость».
Первая половина повести является рассуждением о взаимной зависимости психических и соматических функций организма. Вторая часть представляет собой собственно художественное произведение, в котором описан душевный кризис, затяжной депрессивный эпизод немолодого, человека. Пережив его, «возвратив молодость», герой повести стал много гулять и кататься на коньках. Эта повесть вызвала в свое время большой интерес, главным образом из-за своей научно-естественной основы — в Институте мозга проходили научные семинары, на которые приглашали Зощенко.
Существуют психофизиологические методы лечения депрессии и предотвращения развития стресса при неконтролируемой ситуации.
Механизм следующего метода — лишение сна — совершенно неизвестен, но метод эффективен. Возможно, его механизм связан с предыдущим, поскольку для лишения сна применяют физические нагрузки (больного заставляют ходить).
Поскольку секреция гонадолиберина, который обладает антидепрессивной активностью, растет при повышении освещенности, депрессия ослабляется, если смотреть на яркую лампу, находиться в освещенном помещении, смотреть телепрограммы об солнечных странах.
Наконец, алкоголь является средством, предотвращающим развитие депрессии при неконтролируемом стрессе. Это утверждение нуждается в комментарии.
Современные фармакологические стресс-протективные, т.е. «защищающие от стресса», вещества делятся на три группы: стимуляторы, тормозящие вещества икомпенсирующие. Если в результате стресса человек впал в депрессию, ему назначают лечение антидепрессантами, которые увеличивают аффективную, когнитивную и моторную активность человека. Если в результате стрессирующих событий человек становится чрезмерно возбужденным, назначается лечение седативными, успокаивающими препаратами. Третья группа — это вещества, которые содержат химические соединения, расходующиеся во время стресса, — глюкозу, аминокислоты, витамины, жирные кислоты (как элементы клеточных мембран) и т. п. Таким образом, препараты всех трех групп не защищают от стресса, а лечат расстройство, возникшее в результате стресса.
Алкоголь является стресс-протективным средством, но не антидепрессантом.
Прием алкоголя сразу после неконтролируемого стресса предотвращает развитие депрессивных состояний.
Основной вред здоровью человека приносит неконтролируемый стресс, развившийся не в результате крупных потрясений, а из-за множества мелких событий, каждое из которых и неприятностью-то не назовешь, но в совокупности именно они оказываются тем губительным для здоровья человека фактором, который губит здоровье человека. Поэтому такие знатоки природы человека, как В.М. Бехтерев, много сделавший для организации лечения алкоголизма в нашей стране, и К. Г. Юнг рекомендовали периодическое, но не регулярное (для того чтобы снизить скорость привыкания к алкоголю, замедлить формирование ФКД, т.е. психологического стереотипа) употребление небольших доз алкоголя.
Например, в эксперименте, проведенном над британскими студентами, показано, что при полном отказе от алкоголя заурядное когнитивное напряжение сопровождается двукратным повышением тревоги.
Следует еще раз подчеркнуть, что алкоголь является эффективным средством предотвращения последствий стресса, но не является антидепрессантом. При уже развившейся депрессии прием алкоголя не облегчает течения болезни. Например, в полярных экспедициях алкоголь выдается в любых количествах при гибели людей, но именно в день трагического происшествия, а не на следующий и ни в один из последующих дней.
Биологический смысл депрессивных состояний
Если биологическое значение тревоги очевидно — беспечные особи долго не живут, — то депрессии часто воспринимают как болезненное состояние, которое надо подавлять во всех ее проявлениях. Это неправильно.
Депрессивные состояние — это проявление реакции затаивания. Во-первых, это одна из двух стратегий поведения в стрессорной ситуации, которая часто бывает оптимальной, а во-вторых, субдепрессивные состояния благоприятствуют интеллектуальной деятельности.
Депрессия— это чрезмерное развитие адаптивной реакции затаивания.
Субдепрессивные состояния необходимы не только для гениальных прозрений, которые случаются в истории человечества не так уж и часто, но и для рутинной умственной активности, например, для составления плана любого мероприятия. Веселое, приподнятое настроение несовместимо с переработкой информации и выработкой программы действия.
Субдепрессивные состояния благоприятны Для умственной работы.
Таким образом, депрессия как болезнь представляет собой чрезмерное развитие нормального аффективного состояния человека, которое имеет большое приспособительное значение.


1 комментарий:

  1. Советую обращаться к психоаналитику https://psychoanalyst.in.ua помогут избавиться от депрессии.

    ОтветитьУдалить