Грув — одно из самых запутанных понятий в музыке. Основные причины этому — во-первых, субъективность его восприятия, т.к. он полностью основан только на тонком ощущении времени и ритма, во-вторых, отсутствие единого устоявшегося определения, даже среди музыковедов, что же такое этот грув?
Грув невозможно записать в ноты ни ритмически, ни звуковысотно, но можно исполнить ноты с грувом. Многие музыканты пытаются рассуждать о нем либо вообще не понимая, что это, либо, нахватавшись в интернете разных мнений, слишком все упрощают, тем самым вводя других в заблуждение. Со стороны это напоминает притчу о слепых и слоне, где каждый слепой потрогал только отдельную часть слона и у них завязался спор, на что же похож слон. На статью в Вики на русском языке ссылаться не имеет особого смысла, т.к. там все еще более запутанно из-за корявого перевода с английского.
Данная статья написана с целью дать полное определение этому понятию, разобрать частые ошибки в его понимании и на конкретных примерах помочь читателю наконец-то раз и навсегда прояснить смысл этого слова.
Я не претендую на то, что моя точка зрения является единственно правильной, т.к. повторюсь, грув — это как очень субъективное ощущение, так и очень субъективное определение. Если у вас есть что сказать по теме, пожалуйста оставьте свой комментарии в конце статьи.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА ГРУВ
Заглянув в словарь в поиске перевода слова groove, можно довольно быстро найти значения канава, и желоб. Как же оно попало в музыкальную терминологию? Дело в том, что это слово также означает дорожку на грампластинке (т.е. канавку по которой бежит игла головки проигрывателя). Выражение «in the groove» получило широкое распространение на пике эры свинга, примерно с 1936 до 1945 года и применялось для описания джазового исполнения высшего уровня. Оно стало джазовым «слэнгом» и означало, что музыканты играли настолько вместе, как будто весь бэнд — это игла, ведомая дорожкой на пластинке. Со временем «groove» стали использовать в более широком значении для обозначения хорошего ритма, пассажа или целого произведения. Слово «grooving» приобрело значение «играть музыку хорошо» и вошло в музыкальную терминологию.
НЕСКОЛЬКО НЕПОЛНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Если вы интересовались вопросом, то могли встречать подобные определения, которые я привел ниже. Не то чтобы они были в корне не верны, сколько раскрывают тему только с одной стороны.
«Грув — это когда ваше тело двигается вместе с музыкой». На самом деле множество тел двигаются вместе с музыкой каждый вечер на концертах групп и дискотеках всех мастей, но это совершенно не означает, что у всей этой музыки есть грув. Это означает, что многим достаточно просто ритмичной музыки и немного алкоголя, чтоб поднять пятую точку со стула и начать двигаться.
«Грув — любая (!) ритмо-мелодическая зацикленная фигура, исполняемая или сольно, или несколькими инструментами». А если не зациклена, то уже не грув? Чтоб в песне появился грув, ее нужно зациклить? Здесь понятие грув неверно использовано в значении слова паттерн. Мы разберемся с этим чуть ниже.
«Грув — это то, с каким ощущением играются мелкие длительности в такте». Под ощущением подразумевая наличие шаффла (shuffle) либо его отсутствие. Т.е. нужно немного пришаффловать и в песне появится грув? А как же стили музыки без триольной пульсации?
«Грув — это связь между музыкантами и музыкой». Какая конкретно связь? В чем она выражается?
Как видим, описывать предмет нашей дискуссии одним предложением это как пытаться написать «Войну и мир» на одном листе бумаги.
СЛОВО GROOVE В КОНТЕКСТЕ СЛОВА PATTERN
«Muted Grooves for Bass», «Classic Funk and R&B Grooves for Bass», «Afro-Cuban Grooves For Bass and Drums». Наверняка вы встречали сотни раз названия школ и видео уроков подобных этим. Обычно в этих школах даются короткие паттерны/упражнения на 2/4/8 тактов, призванные помочь развить умение качать/грувить в определенном стиле. Становится очевидным, что слово groove здесь используется в значении pattern (шаблон, рисунок), т.к. заменив первое вторым, смысл названия не поменяется.
Эта подмена может ввести многих в заблуждение. Некоторые музыканты рассматривают грув как набор ритмических закономерностей и синкоп (для каждого стиля они свои), которые нужно «зацикливать», чтобы получить грув. Но это, на самом деле, только рабочий материал для наработки навыка. Ритм и синкопы несомненно являются важной частью грува, но сыгранные без нужного ощущения останутся лишь стилистическими шаблонами. Нужно знать над чем работать в этих упражнениях, чтобы получить заветный грув.
ЧТО ТАКОЕ GROOVE НА САМОМ ДЕЛЕ
Теперь, когда мы немного разобрались с заблуждениями, у нас появилась возможность дать немного более точное определение. Прежде всего грув — это «ощущение», и музыкантам необходимо играть музыку с определенным ощущением, если они хотят добиться грува. Я предлагаю посмотреть вам следующее короткое видео, в котором музыканты дают определение слову groove.
Вы могли заметить, что эти музыканты часто упоминают какой-то «pocket». Также у большинства западных музыкантов слово «groove» ассоциируется со словами «tight» и «laid back». Разобрав значение этих понятий, мы сможем узнать о груве немного больше.
- «playing in the pocket» — означает играть шаром на бильярде точно в лузу. Ключевое слово здесь, касательно нашей темы и музыки в целом, — точность. Т.е. «playing in the pocket» в переносном смысле означает играть ритмически очень точно;
- «tight» — узкий, тугой. Можно предположить, что на временной шкале есть очень узкое пространство, в котором нужно сыграть ноту, чтобы добиться грува. Другим значением может быть прилагательное плотно (т.е. слаженно);
- «laid back» — вальяжно, легко.
В музыкальном компьютерном софте слово «groove» имеет конкретное значение, и означает «степень отклонения ритма от математически точной метрономической сетки».
Ethan Hein
в своем блоге на примере композиции «Impeach The President» группы Honey Drippers, проводит разбор барабанного вступления с помощью Abelton Live Loop Editor (Рис. 1). Каждый удар барабана отмечен желтым маркером, а вертикальные серые линии показывают математически точное «метрономическое» время. Из графика видно, что ни один из ударов не совпадает с метрономической сеткой. Все они либо немного позади линии (behind the beat), либо немного впереди (ahead of the beat), но при прослушивании эти неточности сложно уловить, особенно неподготовленному слушателю.
В этом месте мы вплотную приблизились к основной концепции грува, которая нам поможет понять что это такое и как его достичь.
Музыкальную долю можно и нужно рассматривать на шкале времени как временной интервал или промежуток, а не как точку. Это дает возможность сыграть ноту в одной из трех различных позициях в пределах этой доли, а не в одной.
Играя немного впереди доли («ahead of the beat») придает музыке чувство торопливости, толкает ее вперед. Вы как будто подстегиваете темп, но не настолько очевидно, чтоб это звучало как будто вы загоняете его.
Играя в среднем положении («on top of the beat») не придает музыке дополнительной выразительности. Это комфортно и предсказуемо.
Последнее положение, немного позади доли («behind the beat»), позволит добиться грува в музыке. Именно эти дополнительные доли секунды ожидания следующей доли в такте раскачивают слушателя, придавая музыке кач, который цепляет и заставляет неосознанно двигаться в такт музыке. Вы не должны опоздать с долей, иначе это будет звучать плохо. Цель оставаться в темпе, но играть ноту именно в последний момент, как будто вы запрыгиваете в последний вагон уходящего поезда. Особенно хорошо такая «оттяжка» слышна в малом барабане на 2 и 4 доли в песне
Superstition
Стиви Уандера. Это и есть тот самый «pocket», то узкое место на шкале времени.
Хорошей аналогией здесь будет нота, которую можно настроить по тюнеру с точностью до центов или немного завысить либо занизить. Когда вы занижаете например ноту ля на пару центов, она уже воспринимается слухом как ля, но тем не менее она не дотягивает до ля. Это будет как бы «ahead of the beat». Точно так же немного завысив ноту получаем как бы «behind the beat». Надеюсь эта аналогия внесет дополнительную ясность.
Так вот, на мой взгляд, умение всех участников ритм секции следовать друг за другом и чувствовать, в каком из трех положений находится каждая доля в такте, при этом сохраняя это ощущение на протяжении всей песни и является показателем качевости музыканта. Это ощущение и есть грув, который «гипнотизирует» и непроизвольно заставляет двигаться части тела в такт музыке.
https://bit.ly/35QCHAj
Комментариев нет:
Отправить комментарий