вторник, 22 августа 2023 г.

Что же такое "Критическое мышление"?

 


Термин критическое мышление был одним из ключевых в философии Карла Поппера. Согласно его теории всякий живой организм действует как решатель проблем. При этом данные из окружающего мира используются для подтверждения или опровержения гипотез, которые живой организм предварительно задает. Всякое знание, согласно Попперу является человеческим знанием. Это знание всегда смешано с нашими ошибками, предубеждениями, мечтами и надеждами. Единственное, что может делать человек, это искать истину путем поиска и устранения ошибок. Поиск и устранение ошибок происходит посредством критики теорий и догадок. Человек может критиковать свои собственные идеи или идеи других людей. В любом случае, исходным условием поиска истины является формулирование гипотез и теорий в форме доступной для критики.

"Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков." (С.И. Ожегов).

Критическое мышление - это самостоятельное мышление, начинающееся с постановки вопроса. Это умение обобщать, сравнивать, анализировать и сопоставлять.

Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

Критическое мышление - совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя,

Критическое мышление - "мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой,

Критическое мышление - аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

Критическое мышление представляет собой сознательный, спланированный процесс интерпретации, анализа и оценивания информации, основанный на имеющихся знаниях и проверке мнений по тому или иному вопросу и ведущий к формированию и утверждению собственного отношения.

"Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания объективности подхода к окружающему его информационному полю." (Г.К. Селевко).

"Критическое мышление - это рефлексивное мышление, сфокусированное на решение того, во что верить и делать. Это поиск здравого смысла и умения отказаться от собственных предубеждений." (Д. Вуд).

"Критическое мышление - направленное мышление. Оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью." (Д. Халперн).

"Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией." (С.И. Заир-бек).

Признаки критического мышления:

  • · Критическое мышление - есть мышление самостоятельное.
  • · Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
  • · Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем которые нужно решить.
  • · Критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.

критическое мышление школьник информация

· Критическое мышление - есть мышление социальное (всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими).

Образовательная технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо", в основе которой лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации (учебные и научно-популярные тексты, лекции учителя, видеофильмы, электронные образовательные ресурсы и др.), позволяет развивать критическое мышление школьников.

Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности. Таким образом, технология критического мышления - один из способов превратить учение в личностно ориентированное.

Планирование урочной деятельности по естественным дисциплинам направлено на самостоятельный поиск информации и не высокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельно получать и перерабатывать информацию.

Ведущая педагогическая идея заключается в том, что критическое мышление способствует развитию и формированию новых мыслительных форм, которые способствуют более полному усвоению учебного материала, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создают базу для новых типов человеческой деятельности.

Диапазон применения технологии широк. На каждой ступени обучения в общеобразовательном учреждении имеются дети, которые испытывают особые образовательные потребности к способности к выбору, оценивать свои действия. Формы, приемы и методы, предлагаемые в технологии, приемлемы для использования в работе учителей-предметников гуманитарной направленности. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная "надпредметная" универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач.

Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы, поиск ее решения.

В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Гуманистический подход в противоположность авторитаризму предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его любознательность поощряется. Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно - ориентированная направленность. "Реализация личностно ориентированного обучения предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельностью учащихся, которое позволило бы им проявить личностные функции (искать во всем смысл, строить образ и модель своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и т.д.)".

П.Е. Решетников в качестве важнейших личностных функций выделяет:

  • o функцию изобретательности (способность к выбору);
  • o функцию рефлексии (способность оценивать свои действия;
  • o формирующую функцию (формирование образа "Я");
  • o функцию ответственности (в соответствии с формулировкой "Я отвечаю за все");
  • o функцию автономности личности.

Задача учителя заключается не только в необходимости формирования у школьников знаний и умений, но и в обеспечении возможностей для становления и развития вышеперечисленных функций личности. В этом контексте учебный процесс приобретает смысл, отличный от традиционно признанного.

Можно привести высказывание известного американского психолога К. Роджерса, который на одной из своих лекций для учителей школ сказал о том, что никакие их усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком. Учитель не является транслятором информации, а значит, он должен помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы. Технология развития критического мышления - один из способов превратить учение в личностно - ориентированное, но и этого недостаточно.

Как реализовать на практике гуманистические идеи и принципы?

Для этого учителю необходимо выработать систему новых установок.

В частности, К. Роджерс особо выделяет:

  • o открытость своим мыслям и переживаниям
  • o способность их адекватно выражать в общении с другими;
  • o принятие ученика как личности, уверенность в его творческом потенциале, педагогический оптимизм;
  • o эмфатическое понимание, т.е. видение педагогом внутреннего мира ученика (глазами ученика).

В гуманистически ориентированном обучении педагог ставит учащегося не в позицию объекта, которым он управляет, а в позицию полноправного субъекта учения, создавая тем самым условия для его творческой самореализации. Это значит, что педагог организует учебную деятельность не традиционно, а как процесс решения проблем разного уровня.

Важным становится самостоятельный поиск ученика, а это зависит от того, насколько ученик овладевает методологией решения изучаемых проблем.

Традиционно школы знакомили учеников с "продуктами" мышления (то, что в формализованном знании выражено в книгах и лекциях), но редко демонстрировали "процессы", с помощью которых эти "продукты" были получены. Как это сделать? Ведь мышление - процесс, сокрытый от глаз. "Обучение мышлению следует понимать как хождение в подмастерьях у мастера познания".

Технология предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение - продвижение от незнания к знанию - в совместный и интересный поиск.

Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Технология КМ позволяет решать задачи:

  • o Повышение качества образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии КМ при изучении учебного предмета
  • o Повышение учебной мотивации.
  • o Повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету.
  • o Развитие информационной грамотности, способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности.
  • o Повышение социальной компетентности.
  • o формирования навыков анализа и синтеза предметных текстов

Существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления.

Так, необходимо:

  • 1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
  • 2. Давать возможность учащимся размышлять.
  • 3. Принимать различные идеи и мнения.
  • 4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
  • 5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
  • 6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение.
  • 7. Ценить проявление критического мышления.

При этом учащиеся должны:

  • 1. Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей;
  • 2. Активно участвовать в учебном процессе;
  • 3. С уважением выслушивать различные мнения;
  • 4. Быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.

В основе КМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - "вызов - осмысление - рефлексия".

Структура построения технологии КМ

Этапы

Характеристика деятельности

Методы и приемы обучения

Вызов

актуализация имеющихся ранее знаний

обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний

пробуждение интереса к теме

побуждение ученика к активной деятельности

Формы работы:

Индивидуальная, парная, групповая

"Верные - неверные утверждения";

"Перепутанные логические цепочки";

"Сбор ассоциаций";

"Составление кластера";

"Корзина идей"

составление таблицы "Знаю - хочу узнать - узнал";

"Кубик"

Осмысление

активное получению информации,

соотнесение нового с уже известным,

систематизация,

отслеживание собственного понимания темы урока

Формы работы:

Индивидуальная, парная, групповая

"Верные - неверные утверждения";

"Перепутанные логические цепочки";

"Сбор ассоциаций";

"Составление кластера";

"Корзина идей"

составление таблицы "Знаю - хочу узнать - узнал";

"Кубик"

Рефлексия

целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

выявление еще непознанного;

анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

Формы работы:

Индивидуальная, парная, групповая

Чтение с пометами написание эссе, телеграммы, письма;

"Круги Вена;

"Синквейн"

составление таблицы "Знаю - хочу узнать - узнал";

"Кубик"

ВЫЗОВ

"Люди с желанием и эффективно делают то, что сами хотят делать, а не то, что им приказывают".

Значение стадии вызова:

  • 1. Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.
  • 2. Происходит активизация обучаемого. Учение - активная деятельность. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами.
  • 3. Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.

Этап "Вызов" (актуализация субъективного опыта)

Действие учителя

Действие учащихся

  • 1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете.
  • 2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте.
  • 3. В тетради нарисуйте таблицу ("маркировочную таблицу") с четырьмя одинаковыми колонками.

Рисует на доске таблицу.

  • 4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте.
  • 5. Обменяйтесь своими мнениями в паре.
  • 6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?).

Записывает на доске в левой колонке таблицы все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом "Знаю".

  • 1. Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как его себе представляет.
  • 2. Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом.
  • 3. Рисуют маркировочную таблицу.
  • 4. Записывают в левую колонку все то, что вспомнили о познавательном объекте.
  • 5. Обмениваются друг с другом своими знаниями.
  • 6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте.

Левая колонка таблицы маркируется словом "Знаю". Дополняют записи в левой колонке таблицы.

ОСМЫСЛЕНИЕ

"Если хочешь запомнить, забудешь. Если хочешь понять, запомнишь!"

Значение стадии осмысления:

  • 1. Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова.
  • 2. Важно поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным.
  • 3. На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализ и синтез.

Этап "Осмысления"

Действие учителя

Действие учащихся

  • 1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям.
  • 2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведенной классификацией).
  • 1. Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.
  • 2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.

РЕФЛЕКСИЯ

"Образование - это то, что останется, когда забудется все заученное"

Значение стадии рефлексии:

  • 1. Происходит выведение знания на уровень понимания и применения.
  • 2. Идет рефлексия своего процесса учения.
  • 3. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями.
  • 4. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

Все этапы технологии РКМЧП не обязательно имеют место на одном уроке, это может быть серия уроков. Но очень важно, чтобы цикл "вызов - осмысление содержания рефлексия" был завершен и имел выход на следующий "вызов".

Правила, которые необходимо соблюдать при проведении уроков по формированию критического мышления.

  • o В работу должны быть вовлечены в той или иной степени все учащиеся. С этой целью полезно использовать приемы, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
  • o Следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезны проведение разминок, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
  • o Учащихся не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в группах. Очень важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.
  • o Для школьников должен быть создан максимальный физический комфорт. Столы лучше поставить "елочкой", чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе.
  • o Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в начале занятия и постараться не нарушать их.
  • o Деление учащихся на группы лучше построить на основе добровольности, но обязательно добиться того, чтобы группы были примерно равны по силам.

Формы (стратегии) применения технологии:

  • 1. "Чтение текста с пометками"
  • 2. Заполнение таблицы "Знаю - Хочу узнать - Узнал"
  • 3. "Зигзаг"
  • 4. "Продвинутая лекция", прием "Бортовой журнал"
  • 5. "Инсерт" - чтение с отметиной
  • 6. Фишбоун "Рыбья кость"
  • 7. Кластеры
  • 8. Кольца Вена

Сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А вот общие идеи: приоритет мнения каждого ученика, важность каждого суждения, не авторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт - это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю и в основе всех приемов лежит базовая модель, включающая три стадии: вызов, осмысление, размышление/рефлексия.

https://vuzlit.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий