суббота, 9 апреля 2016 г.

Туринский эротический папирус







На западном берегу Нила за городом Фивы находятся Долина Царей и Долина Цариц - места захоронения правителей Древнего Египта. Неподалеку расположен поселок ремесленников и художников, живших тут примерно с 1550-го по 1069 год до н. э. (сейчас поселок называется Дейр-эль-Медина). Это они вытесывали в скалах и украшали царские усыпальницы. Захоронения мастеров находились тут же, в Дейр-эль-Медине. Конечно, их могилы уступали гробницам правителей. Но и здесь археологи нашли множество настенных изображений, статуэток и папирусных свитков. В 1820 году рабочие, проводившие раскопки в Дейр-эль-Медине по заданию французского консула, нашли фрагменты папируса со странными рисунками и надписями. Сперва рабочие решили, что обнаружили отрывки Книги мертвых (так называют древнеегипетские религиозные тексты о потустороннем мире). Находку передали консулу. Тот продал папирус вместе с другими находками Институту археологии в Турине. Осмотреть и оценить новые приобретения взялся Жан Франсуа Шампольон - тот самый, который расшифровал древнеегипетские иероглифы (он считается основателем египтологии). Шампольон быстро понял, что к Книге мертвых папирус отношения не имеет. А приглядевшись к рисункам на нем повнимательнее, египтолог залился краской и тут же объявил находку «не подлежащей изучению». Шампольон занялся другими документами из Дейр-эль-Медины, а злосчастный папирус (ему присвоили номер 55001) отправился в запасники Египетского музея в Турине.



Лишь в середине XX века ученые вновь обратили внимание на так называемый Туринский эротический папирус. И с тех пор разговоры о нем не утихают. Что же представляет собой папирус № 55001? Возраст его - почти три тысячи лет. Считается, что он был изготовлен во времена фараона Рамзеса III или его сына Рамзеса IV, то есть в XII-XI веках до н. э. Длина свитка - больше двух с половиной метров, а высота - около 20 сантиметров.



Папирус плохо сохранился, но на найденных фрагментах можно различить 27 сценок. 12 из них изображают пары, занимающиеся сексом в разнообразных позах. Гениталии мужчин неправдоподобно велики. Между рисунками видны едва сохранившиеся надписи, которые комментируют происходящее. Остальные 15 сценок изображают животных, занимающихся человеческими делами: мыши штурмуют крепость кошки, бегемот собирает плоды с дерева, осел вершит суд. Однако ученые, естественно, больше заинтересовались эротикой.



Глядя на эти рисунки, легко догадаться, что так шокировало египтолога Шампольона. Изображения на папирусе № 55001 абсолютно не похожи на другие дошедшие до нас произведения древнеегипетского искусства. Прав-да, на некоторых рельефах и рисунках боги иногда изображались с возбужденными фаллосами. Но такие изображения носили сакральный характер: фаллосы богов символизировали силу и плодородие. А люди, нарисованные на Туринском эротическом папирусе, занимаются земными вещами. И явно получают от этого удовольствие. Так может быть, папирус № 55001 и не является произведением искусства? Что если в Древнем Египте уже существовало нечто вроде порноиндустрии? Известна серия весьма откровенных рисунков той же эпохи. Они были сделаны на острака - плоских кусках известняка. Однако исследователи считают, что Туринский эротический папирус не имеет ничего общего с дешевыми порнографическими рисунками. 



Во-первых, в древности папирус был очень дорогим материалом. Во-вторых, чернила, которыми были нарисованы эти фривольные сценки, очень высокого качества, а значит, и цена их была высока. Кроме того, по остаткам изображения можно определить, что папирус когда-то был раскрашен желтой, красной и зеленой красками, а они тоже обходились очень дорого. Древние художники не могли позволить себе тратить столь ценные материалы на порнокомиксы. Ученые уверены также, что автором рисунков был настоящий художник, а не, скажем, расшалившийся юный подмастерье. Манера, в которой выполнены изображения, говорит об уверенной руке мастера.Некоторые ученые полагают, что это своеобразное пособие по сексуальной грамоте, древнеегипетская «Камасутра». 



Есть даже мнение, что сценки Туринского папируса нарисовали по заказу какой-нибудь проститутки - в качестве «каталога» сексуальных поз для клиентов. Но большинство ученых не принимают это предположение всерьез. Ученые считают, что женщины с папируса № 55001 -это храмовые танцовщицы и музыкантши. В сохранившейся надписи одна из дам прямо называет себя певицей при храме. Другая держит в руке лиру, что указывает на род ее занятий. Изображения девушек отвечают древнеегипетскому идеалу красоты: они молоды, стройны, у них длинные ноги, небольшая упругая грудь и парики с длинными густыми волосами. Вся их одежда -это узкая набедренная повязка. Так одевались танцовщицы и певицы, участвовавшие в торжественных религиозных церемониях и праздниках знати.



По поводу женщин, изображенных на папирусе, разногласий у большинства ученых не возникает. Зато мужские персонажи поставили исследователей в тупик. С одной стороны, это типичные простолюдины, причем не первой молодости. Их тела далеки от совершенства, у многих имеется брюшко. Прически не похожи на элегантные парики фараонов и вельмож. Одни мужчины лысые, другие растрепаны. У кого-то растет неопрятная бородка. Людей высшего сословия в Древнем Египте так не изображали. 



Кроме того, у двух персонажей папируса за плечами мешки, будто эти мужчины собрались в путь. Но с другой стороны, все мужчины явно обрезаны, а это было характерно лишь для знати. К тому же их тела не закрашены охрой, как это обычно делалось при изображении простолюдинов.



Большинство исследователей сходятся на том, что на Туринском эротическом папирусе нарисованы все-таки мужчины знатного происхождения. Или, что вероятнее всего, жрецы. Но почему художник решил придать их облику столь отталкивающие черты? Вероятно, считают египтологи, этот неизвестный мастер был сознательным гражданином и близко к сердцу принимал проблемы своей страны. А проблем было немало. Правление Рамзеса III - не самые спокойные годы в истории Древнего Египта. Страна должна была постоянно защищаться от набегов средиземноморских народов. Судебные власти расследовали множество дел о разграблении усыпальниц в Долине Царей. Частые неурожаи вели к росту цен на хлеб. В это время случилась первая в истории документально зафиксированная забастовка: ремесленники и художники из Дейр-эль-Медины, недовольные низкой оплатой труда, остановили работу. В окружении фараона плелись интриги. 



Даже поведение жрецов перестало быть образцом нравственности. Священнослужители Древнего Египта не были обязаны блюсти целомудрие. Однако им категорически запрещалось вступать в интимные связи со служительницами храмов. Скорее всего, этот запрет повсеместно нарушался. Чтобы восстановить репутацию, жрецы были вынуждены публично клясться, что никогда не предавались любовным утехам с храмовыми танцовщицами и певицами. Видимо, эти клятвы не были убедительными. Поэтому и появился Туринский папирус - не просто эротический «комикс», а сатира на упадок нравов среди знати и духовенства. Ученые считают, что и изображения зверей в комических ситуациях относят этот папирус к смеховой культуре. Художник позволил себе посмеяться над тем, что раньше было священным, а потому запретным.

2257414_source (700x101, 39Kb)


Возможно, были и другие произведения, подобные Туринскому эротическому папирусу. Более того, вероятно, они существуют и сейчас. И, как полагают многие ученые, вовсе не в песках пустыни или неизвестных гробницах, а в запасниках музеев. Эротические рисунки и тексты не вписываются в сложившиеся у нас представления о возвышенном и целомудренном древнеегипетском искусстве. Поэтому проще делать вид, будто ничего подобного и не было. То есть поступать так, как почти двести лет назад сделал великий египтолог Жан Франсуа Шампольон. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий