пятница, 7 апреля 2017 г.

Почему мы учимся понимать других только после четырех лет?



Резюме. Теория разума, подразумевающая понимание ребенком возможности ложных представлений о мире и играющая ключевую роль в сложном социальном взаимодействии, обусловлена процессами дифференцировки тканей белого вещества головного мозга

В новой работе исследователи Института когнитивных и нейронаук Макса Планка (Max Planck Institute for Human Cognitive and Brain Sciences), Лейпциг, Германия, и Лейденского университета (Leiden University), Нидерланды, представили подробное описание становления процесса разумного постижения действительности ребенком. В своем исследовании ведущий автор, доктор философии Шарлотта Гросс-Виссманн (Charlotte Grosse-Wiesmann) и старший научный сотрудник в области психологии развития Николаус Штайнбайс (Nikolaus Steinbeis) с соавторами сосредоточили внимание на изучении вопроса о том, почему именно в возрасте около четырех лет мы начинаем понимать образ мышления других людей, а также то, что их взгляды на мир нередко отличны от наших. Согласно данным работы в возрастном промежутке от трех до четырех лет происходит созревание структур головного мозга (ГМ), именуемых аркуатными волокнами (fasciculus arcuatus), что создает условия для формирования связей между двумя критическими областями ГМ: областью задних участков височной доли, ответственной за функции мышления у взрослых, и участками лобной доли, ответственными за дифференциацию абстрактных представлений о вещах, и, следовательно, адаптирующими понимание реальности и предположений о характере и образе мышления других людей. Поэтому, в соответствии с полученными данными, именно в возрасте около четырех лет мы внезапно начинаем понимать других и учимся ставить себя на их место. Результаты исследования опубликованы в издании «Nature Communications» 21 марта 2017 г.
В ходе эксперимента ребенку в возрасте трех лет демонстрировали коробку шоколадных конфет, заполненную, однако, карандашами. Когда же исследователи спрашивали маленького респондента о том, что другой ребенок может ожидать найти в этой коробке, он отвечал: «Карандаши». Хотя другой ребенок не мог об этом знать. И лишь около года спустя малыши начинают понимать, что другие дети могут надеяться найти в этой коробке конфеты. На этом основании исследователи предположили о совершении решающего прорыва в развитии и дифференцировке структур ГМ детей в возрасте от трех до четырех лет, заключающегося в том, что человек начинает приписывать мысли и верования другим, понимая, что эти взгляды могут абсолютно отличаться от его собственных воззрений. Однако до достижения этого возраста мысли ребенка, по-видимому, основываются на представлениях о мире в связи с их объективной визуализацией. С морфологической точки зрения, установлено, что созревание структур дугообразного пучка ГМ в указанный возрастной период развития человека является основанием установления связи между двумя критическими областями ГМ — областью задней части височной доли и участками лобных долей. И только при функционировании указанной взаимосвязи дети начинают понимать представления других. Более того, по словам авторов, особый интерес представляет то, что новая связь в ГМ поддерживает эту способность независимо от других когнитивных навыков, таких как интеллект, языковые способности или импульсный контроль. Резюмируя итоги работы, исследователи подчеркнули, что описанные процессы объясняют и ярко демонстрируют становление теории разума в онтогенезе.
Наталья Савельева-Кулик

Комментариев нет:

Отправить комментарий