Картина Ивана Крамского «Неизвестная», часто называемая «Незнакомка»,
написана в 1883 году. Портрет окутан тайной, поскольку личность модели так и не была установлена. Крамской намеренно создал собирательный образ, сочетая черты реальных людей: дочери Софьи, прототипов, вроде Матрены Саввишны и княгини Юрьевской.
Как бы ни спорили кто именно изображен на картине — сходство с Софьей Ивановной Крамской очевидно.
Иван Крамской, портрет дочери Сони, 1870-е
Дочь художника Ивана Крамского, отцовская любимица, единственная девочка среди братьев — Софья Крамская — родилась в 1867 году. «Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи…
Портрет Сони Крамской после болезни. Автор: И.Н.Крамской..
В детские годы Соня среди знакомых считалась некрасивой, но в юности, как это случается со многими девочками, похорошела. Однако для отца она всегда была самой любимой моделью. Даже когда девочке из-за болезни обстригли волосы и у нее на голове отрастал неровный ежик (Соня пыталась прикрыть его кружевной косынкой), и тогда на полотнах отца дочь-подросток красавица с бездонными глазами.
В детские годы Соня среди знакомых считалась некрасивой, но в юности, как это случается со многими девочками, похорошела. Однако для отца она всегда была самой любимой моделью. Даже когда девочке из-за болезни обстригли волосы и у нее на голове отрастал неровный ежик (Соня пыталась прикрыть его кружевной косынкой), и тогда на полотнах отца дочь-подросток красавица с бездонными глазами.
В 16—17 лет Соня… похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и обаяние привлекали к ней много поклонников»
Софьей восхищался Репин, начинал ухаживать Альберт Бенуа, женихом стал представитель известной медицинской династии Сергей Сергеевич Боткин.
Иван Крамской на радостях написал два великолепных парных портрета жениха и невесты
Но неожиданно для всех помолвка была расторгнута — Сергей Боткин влюбился в подругу невесты Александру Третьякову, и молодые люди поженились. Соня Крамская нашла в себе силы сохранить с приятельские отношения с Александрой, но происшедшее сильно её ранило, и молодая девушка с головой ушла в живопись.
На портрете, написанном отцом после разрыва помолвки дочери, Соня выглядит задумчивой и опустошенной
Крамской, чтобы отвлечь дочь от терзаний, отправился с нею в заграничную поездку. Там Соня начала рисовать этюды юга Франции, позднее посещала частную живописную школу в Париже, делалая очевидные успехи в портретной живописи. «Дочка моя, известная ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант»
И.Н. Крамской. Автопортрет "Крамской пишущий портрет дочери Софьи"1884 г
Сам Иван Крамской давал уроки живописи дочерям императора и был своим при дворе, — Благодаря этому Софья написала ряд работ, запечатлев императора, императрицу, цесаревича и их других родственников.
Со временем она стала признанным художником, книжным иллюстратором, имела много заказов, неоднократно и с большим успехом принимала участие в различных художественных выставках самого высокого уровня.
Софья Юнкер-Крамская. Портрет девочки
Видя её упорство и талант живописца, Крамской очень беспокоился за будущее дочери: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда — да и станет страшно: личная жизнь грозит превратиться в трагедию».
Софья Крамская действительно долго не могла оправиться от удара, ни в кого не влюблялась и не выходила замуж. Только в зрелом возрасте, в 1901 году, когда отца уже давно не было в живых, она заключила брак с петербургским юристом финского происхождения Георгием Юнкером. Брак оказался счастливым. Но семейная жизнь закончилась в 1916 году, когда Юнкер скоропостижно скончался. А через год начались другие беды — революция, гражданская война, смерть матери… Софья Ивановна Крамская, которой было уже далеко за пятьдесят, старалась каким-то образом вписаться в эту новую и не совсем понятную ей жизнь. С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки.
Ей, верующему человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца, иллюстрировать «Историю религии» в издательстве «Атеист». Веру свою Софья Ивановна особо не скрывала, как и не скрывала христианское желание помочь ближнему.
В Ленинграде страдало много её знакомых из «прошлой жизни» — смолянок, фрейлин, просто лиц дворянского происхождения. Лишённые всего, многие буквально голодали. Дочь художника помогала им устроиться на работу, пусть с самым скромным жалованьем, достать переводы, уроки, перепечатку на машинке, чтобы как-то выжить. Всё это и вменили пожилой женщине в вину — и то, что «была очень религиозной», и то, что помогала друзьям.
Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года. По статье УК 58-11 РСФСР её обвинили в создании ни много ни мало «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью внедрение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…». Все проходившие по делу говорили о религиозности художницы, что усложняло её положение.
Юнкер-Крамская была приговорена как «чуждый элемент» к трём годам ссылки в Сибирь. Из-за нервного потрясения у неё случился инсульт. С тяжёлым параличом была отправлена в тюремную больницу, кое-как подлечили и послали по этапу в Иркутск. Полупарализованная женщина добралась до Иркутска, но через три недели её перевели в Канск, а затем, с ухудшившимся состоянием, — в Красноярск.
15 октября 1931 года Юнкер-Крамская из красноярской больницы написала письмо жене Максима Горького Екатерине Павловне Пешковой, оказывавшей помощь политзаключённым. Софья Ивановна рассказала о тяжёлой болезни, о перенесённых во время ссылки двух операциях. Она пыталась доказать, что приносит пользу, что всегда, несмотря на состояние здоровья, работала: в Иркутске — как иллюстратор учебников и колхозных журналов, в Канске — как фотограф и ретушёр в местной газете.
В Красноярске с ней случился второй удар, отнялась левая часть тела. Её просьба состояла в смягчении участи: если нельзя вернуться домой в Ленинград, то пусть её хотя бы оставят в Красноярске до поправки:
«Я пишу и портреты, и плакаты, лозунги, афиши, вывески, иллюстрации, знаю фотографическую ретушь, раскраску фотографий, знаю языки, я работать могу, люблю…»
Благодаря поданному прошению, хлопотам брата, с формулировкой
«в связи с неизлечимой болезнью и так как ссыльная не представляет социальной опасности»,
25 марта 1932 года Софье Ивановне позволили вернуться в Ленинград. Она написала благодарственное письмо Е. П. Пешковой, сообщив, что собирается работать и дальше, насколько позволят силы.
Через год, в 1933 году, художница умерла при довольно странных обстоятельствах. Якобы она уколола палец, когда чистила селёдку, и «умерла от рыбьего яда». Реабилитировали её за отсутствием состава преступления только в 1989 году.
«Девушка в кружевном чепце», 1900-е










Комментариев нет:
Отправить комментарий