четверг, 18 декабря 2025 г.

«Неизвестная» Крамская

 


Картина Ивана Крамского «Неизвестная», часто называемая «Незнакомка»,
написана в 1883 году. Портрет окутан тайной, поскольку личность модели так и не была установлена. Крамской намеренно создал собирательный образ, сочетая черты реальных людей: дочери Софьи, прототипов, вроде Матрены Саввишны и княгини Юрьевской.
Как бы ни спорили кто именно изображен на картине — сходство с Софьей Ивановной Крамской очевидно.

Иван Крамской, портрет дочери Сони, 1870-е

Дочь художника Ивана Крамского, отцовская любимица, единственная девочка среди братьев — Софья Крамская — родилась в 1867 году. «Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи…


Портрет Сони Крамской после болезни. Автор: И.Н.Крамской..
В детские годы Соня среди знакомых считалась некрасивой, но в юности, как это случается со многими девочками, похорошела. Однако для отца она всегда была самой любимой моделью. Даже когда девочке из-за болезни обстригли волосы и у нее на голове отрастал неровный ежик (Соня пыталась прикрыть его кружевной косынкой), и тогда на полотнах отца дочь-подросток красавица с бездонными глазами.

В 16—17 лет Соня… похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и обаяние привлекали к ней много поклонников»


Иван Крамской, портрет дочери Софьи, 1882 год

Софьей восхищался Репин, начинал ухаживать Альберт Бенуа, женихом стал представитель известной медицинской династии Сергей Сергеевич Боткин.
Иван Крамской на радостях написал два великолепных парных портрета жениха и невесты
Но неожиданно для всех помолвка была расторгнута — Сергей Боткин влюбился в подругу невесты Александру Третьякову, и молодые люди поженились. Соня Крамская нашла в себе силы сохранить с приятельские отношения с Александрой, но происшедшее сильно её ранило, и молодая девушка с головой ушла в живопись.


Девушка с кошкой (1882).: И.Н.Крамской.|
На портрете, написанном отцом после разрыва помолвки дочери, Соня выглядит задумчивой и опустошенной


Крамской, чтобы отвлечь дочь от терзаний, отправился с нею в заграничную поездку. Там Соня начала рисовать этюды юга Франции, позднее посещала частную живописную школу в Париже, делалая очевидные успехи в портретной живописи. «Дочка моя, известная ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант»


И.Н. Крамской. Автопортрет "Крамской пишущий портрет дочери Софьи"1884 г

Сам Иван Крамской давал уроки живописи дочерям императора и был своим при дворе, — Благодаря этому Софья написала ряд работ, запечатлев императора, императрицу, цесаревича и их других родственников.
Со временем она стала признанным художником, книжным иллюстратором, имела много заказов, неоднократно и с большим успехом принимала участие в различных художественных выставках самого высокого уровня.


Софья Юнкер-Крамская. Портрет девочки

Видя её упорство и талант живописца, Крамской очень беспокоился за будущее дочери: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда — да и станет страшно: личная жизнь грозит превратиться в трагедию».


Софья Юнкер-Крамская. Портрет девушки в кокошнике

Софья Крамская действительно долго не могла оправиться от удара, ни в кого не влюблялась и не выходила замуж. Только в зрелом возрасте, в 1901 году, когда отца уже давно не было в живых, она заключила брак с петербургским юристом финского происхождения Георгием Юнкером. Брак оказался счастливым. Но семейная жизнь закончилась в 1916 году, когда Юнкер скоропостижно скончался. А через год начались другие беды — революция, гражданская война, смерть матери… Софья Ивановна Крамская, которой было уже далеко за пятьдесят, старалась каким-то образом вписаться в эту новую и не совсем понятную ей жизнь. С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки.
Ей, верующему человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца, иллюстрировать «Историю религии» в издательстве «Атеист». Веру свою Софья Ивановна особо не скрывала, как и не скрывала христианское желание помочь ближнему.
В Ленинграде страдало много её знакомых из «прошлой жизни» — смолянок, фрейлин, просто лиц дворянского происхождения. Лишённые всего, многие буквально голодали. Дочь художника помогала им устроиться на работу, пусть с самым скромным жалованьем, достать переводы, уроки, перепечатку на машинке, чтобы как-то выжить. Всё это и вменили пожилой женщине в вину — и то, что «была очень религиозной», и то, что помогала друзьям.
Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года. По статье УК 58-11 РСФСР её обвинили в создании ни много ни мало «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью внедрение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…». Все проходившие по делу говорили о религиозности художницы, что усложняло её положение.
Юнкер-Крамская была приговорена как «чуждый элемент» к трём годам ссылки в Сибирь. Из-за нервного потрясения у неё случился инсульт. С тяжёлым параличом была отправлена в тюремную больницу, кое-как подлечили и послали по этапу в Иркутск. Полупарализованная женщина добралась до Иркутска, но через три недели её перевели в Канск, а затем, с ухудшившимся состоянием, — в Красноярск.
15 октября 1931 года Юнкер-Крамская из красноярской больницы написала письмо жене Максима Горького Екатерине Павловне Пешковой, оказывавшей помощь политзаключённым. Софья Ивановна рассказала о тяжёлой болезни, о перенесённых во время ссылки двух операциях. Она пыталась доказать, что приносит пользу, что всегда, несмотря на состояние здоровья, работала: в Иркутске — как иллюстратор учебников и колхозных журналов, в Канске — как фотограф и ретушёр в местной газете.
В Красноярске с ней случился второй удар, отнялась левая часть тела. Её просьба состояла в смягчении участи: если нельзя вернуться домой в Ленинград, то пусть её хотя бы оставят в Красноярске до поправки:
«Я пишу и портреты, и плакаты, лозунги, афиши, вывески, иллюстрации, знаю фотографическую ретушь, раскраску фотографий, знаю языки, я работать могу, люблю…»
Благодаря поданному прошению, хлопотам брата, с формулировкой
«в связи с неизлечимой болезнью и так как ссыльная не представляет социальной опасности»,
25 марта 1932 года Софье Ивановне позволили вернуться в Ленинград. Она написала благодарственное письмо Е. П. Пешковой, сообщив, что собирается работать и дальше, насколько позволят силы.
Через год, в 1933 году, художница умерла при довольно странных обстоятельствах. Якобы она уколола палец, когда чистила селёдку, и «умерла от рыбьего яда». Реабилитировали её за отсутствием состава преступления только в 1989 году.


Софья Юнкер-Крамская
«Девушка в кружевном чепце», 1900-е


Увы, сегодня нам остается лишь читать об успехах Крамской. Значительная часть ее работ была уничтожена в 1942 году во время пожара в музеее родного ее отцу воронежского Острогожска.


Софья Юнкер-Крамская. Спящая.


https://tinyurl.com/mrxyuxec

Комментариев нет:

Отправить комментарий