пятница, 25 марта 2016 г.

Революция: Электромобиль, который почти не разряжается

В это сложно поверить, но уже в ближайшее время мы можем стать свидетелями исчезновения с АЗС привычного всем ископаемого топлива. Вместо него будут продавать на разлив… практически чистую энергию. Вопрос покупки дизельного или бензинового автомобиля потеряет свою актуальность, а в крупных мегаполисах проблема загазованности постепенно сойдет на нет. Возможно, нам еще предстоит увидеть, как право называться энергетической сверхдержавой отойдет странам, занимающимся высокотехнологичным генерированием электроэнергии, а не тем, кто беспорядочно истощает собственные недра. Похоже на сказку, не правда ли? Самим верится с трудом! Но, судя по всему, время перемен ближе чем нам кажется. И сейчас мы объясним почему. 



 Наши постоянные читатели уже знают об электромобиле nanoFlowcell Quantino, премьера которого прошла на Женевском автосалоне. Нельзя сказать, что его избаловали вниманием прессы: большинство изданий бегло и лаконично отписалось об очередном «чуде инженерной мысли» и вернулось к описанию более привычных аудитории новинок. Мы же решили разобраться в нюансах и вскоре прониклись пониманием того насколько революционную новинку представили мало кому известные ребята из совсем не «автомобилестроительного» княжества Лихтенштей. 



 Кто прикончит ДВС? Малыш Quantino, показанный в этом году в Женеве, - уже не первая модель молодого автомобильного бренда из страны, в которой живет 37 тысяч человек. Еще в 2014 году миру представили первенца марки nanoFlowcell: им стал прототип седанообразного купе Quant e-Sportlimousine. Огромный четырехместный концепт, длина которого превышала габариты длиннобазного Mercedes-Benz S-Class, приводился в движение четверкой электромоторов, суммарная мощность которых составляла 653 лошадиные силы. При этом на короткое время мощность моторов можно было увеличить до 925 сил. Все это позволяло электромобилю в теории разгоняться до 380 км/ч. Что интересно, уже тогда автопроизводитель заявлял довольно внушительные цифры запаса хода. По их подсчетам, полностью заряженный Quant e-Sportlimousine мог проехать от 400 до 600 километров. Хороший показатель, но особого фурора он не произвел. Запала для СМИ хватило буквально на несколько недель, после чего инженеры снова разошлись по своим тихим кабинетам. 



 И вот, в начале марта 2016 года марка nanoFlowcell снова заполонила страницы ведущих мировых СМИ. На этот раз главным героем публикаций стал компактный хэтчбек Quantino, впервые показанный в 2015 году. Забегая наперед отметим: если озвученные характеристики прототипа nanoFlowcell Quantino дойдут до полностью серийного образца, это сможет полностью изменить судьбу автомобилестроения, а привычные всем автомобили с ДВС и вовсе останутся в истории. Главное – внутри Несмотря на свою броскую и интересную внешность, Quantino представляет собой обычный городской хэтчбек с посадочной формулой 2+2. Сложно представить, почему разработчики выбрали именно такую принцип размещения пассажиров: судя по габаритам, салон новинки может легко уместить в себе на одного пассажира больше. Длина Quantino равна 3910 мм, ширина — 1930 мм, а размер колесной базы составляет ровно 3198 миллиметров. Примерно столько же, как и у новой BMW 7 серии. 



 В движение хэтчбек nanoFlowcell Quantino приводится при помощи четырех электромоторов, совокупная мощность которых составляет скромные 136 лошадиных сил. При этом, каждый электродвигатель может развивать до 200 Н•м крутящего момента, что позволяет городскому хэтчбеку массой чуть меньше полутора тонн разгоняться до 200 км/ч и разменивать первую «сотню» ровно за 5 секунд. Довольно неплохо как для такого соотношения мощности и веса. Но, как вы понимаете, главной «фишкой» новой модели, которая заставила говорить о «чуде из Лихтентейна», было вовсе не это. 



 Нужно больше испытателей! Главной особенностью, которая позволила новинке привлечь к себе такое внимание, стал феноменальный запас хода, заявленный разработчиками: более тысячи километров на одной зарядке. Причем, н выглядит внушительным даже по сравнению с некоторыми дизельными авто. Что интересно, во время испытания Quantino инженеры решили отказаться от стандартных методик, измеряющих топливную эффективность. Вместо этого они привезли полностью заряженный автомобиль на испытательный полигон близ Цюриха и усадили в него технического директора компании nanoFlowcell Нунцио ла Веккия. Довольно продолжительное время господин ла Веккия усердно гонял электромобиль по полигону со средней скоростью около 74 км/ч, а по истечению 14 часов и трех минут непрерывной езды попросту открыл двери машины и, ссылаясь на сильную усталость, попросил остановить эксперимент. 



Простой математический расчет позволяет нам без особого труда подсчитать, что за все время испытаний nanoFlowcell Quantino проехал на электрической тяге чуть менее 1040 километров. Но самое интересное еще впереди. Когда инженеры решили проверить остаточный заряд тестируемого автомобиля, оказалось, что на преодоление такого расстояния хэтчбек потратил чуть больше пятой части своего «боезапаса», около 22 процентов! Путем дальнейших несложных математических вычислений можно убедиться, что, если все опубликованные данные являются чистой правдой, суммарный запас хода nanoFlowcell Quantino составляет около 4700 километров. При этом, на официальном портале автопроизводителя значится, что на преодоление 100 километров пути, компактный электромобиль тратит от 12 до 14 кВт•ч, а это значит, что его источник энергии должен выдавать от 564 до 658 кВт•ч. Чисто для сравнения: производительноть аккумуляторной батареи, установленной на один из самых «дальнобойных» электромобилей современности, Tesla Model S, составляет всего 90 кВт•ч. Вооружившись безотказным аргументом «Что-то тут не так», мы решили разобраться что представляет из себя источник энергии «машинки из Лихтенштейна». Просто добавь… ионной жидкости Пожалуй, начать стоит с того, что батареи, установленные в Quantino, совсем не похожи на привычные аккумуляторы, устанавливаемые в большинство других электромобилей. Система, разработанная nanoFlowcell, представляет собой потоковый аккумулятор, состоящий из двух 159-литровых резервуаров. Во время заправки эти баки наполняются двумя компонентами так называемой ионной жидкости, которые обладают разной полярностью. В один бак закачивается положительно заряженная жидкость, в другой – «отрицательная».  



Сама процедура заправки электромобиля не шибко отличается от привычного процесса заправки бензобака на АЗС, - с тем лишь отличием, что шлангов в колонке, предназначенной для Quantino, будет два. Но самое главное то, что переход на новый тип потоковых батарей позволяет «умножить на ноль» один из самых существенных недостатков электромобилей. Систему nanoFlowcell можно полностью заправить всего за 5 минут, в то время как на полную зарядку обычного электромобиля может уйти, мягко говоря, не один час. 





Непосредственное производство электроэнергии происходит на специальной ионообменной мембране, вдоль которой и прокачиваются разнополярные ионные жидкости (этот принцип давно знаком благодаря «водородной» технологии топливных ячеек). Причем, между собой жидкости никак не контактируют. Выработанная энергия отправляется в блок суперконденсаторов, который и передает их на электромоторы. Сами ионные жидкости после использования просто испаряются, и при этом, по словам инженеров, не наносят вреда окружающей среде. К слову, в некоторых потоковых батареях, разработанных другими производителями ранее, отработанные жидкости используются повторно. Для этого их перекачивают на хранение в дополнительные баки, и при возможности снова перезаряжают. Насколько нам известно, конструкция Quantino не предусматривает такой возможности: но кто знает, возможно в серийной версии автомобиля ионные жидкости тоже можно будет «сливать на перезарядку». Так хочется верить! К сожалению, в компании nanoFlowcell пока еще не называют точной даты выхода сенсационных разработок на рынок. Тем не менее, о серьезности намерений автопроизводителя мз Литенштейна говорит то, что уже в этом году в компании планируют начать строительство большого исследовательского центра QUANT City в городе Тенеро (Швейцария). Основной задачей инженерного бюро будет доработка технологии потоковых батарей и её адаптация для других сфер, таких как авиа- и железнодорожный транспорт. Довольно многообещающе выглядит и тот факт, что в качестве основного партнера nanoFlowcell значится немецкая компания Bosch, на счету которой воплощение в реальность множества серьезных изобретений. 



Увы, атмосфера секретности, которая пока окутывает новую технологию, не позволяет нам получить ответы на некоторые важные вопросы. Ориентировочная цена серийного варианта nanoFlowcell Quantino — это еще полбеды: в зависимости от технологичности и количества производимых экземпляров она может колебаться в широчайших пределах. Совсем другое дело - цена самой ионной жидкости, которая тоже не разглашается. Единственная информация, которой поделился автопроизводитель, такова: после начала промышленного производства потоковых батарей nanoFlowcell топливо для них будет обходиться менее чем в десять евроцентров за литр. А значит, чтобы полностью заправить оба бака в хэтчбеке Quantino придется выложить почти 32 евро. Выглядит заманчиво, особенно, если вспомнить, что за эти деньги автомобиль должен проехать (если верить редакционному калькулятору) около 4700 километров. 



 Все это, без преувеличения, выглядит очень круто: если хотя бы четвертая часть того, что обещают парни из nanoFlowcell, окажется правдой, их изобретение может серьезно повлиять на конъюнктуру автомобильного рынка. Да и другие аспекты нашей жизни могут серьезно измениться. Правда, есть одно условие. Для того чтобы новая технология стала пользоваться реальным спросом, цена Quantino должна быть близкой к стоимости обычных… ну, хотя бы электромобилей. Что еще сказать? Давайте скрестим пальцы...

Комментариев нет:

Отправить комментарий