четверг, 22 октября 2015 г.

Патология в искусстве: чем болели на картинах Возрождения

Подозревалась в дефективности даже «Мона Лиза» — от задержки развития до отсутствия зубов у героини. А порой и болезни художников влияли на манеру письма: так, Камиль Писарро видел мир «сквозь слёзы», — у него был хронический дакриоцистит. Фрагмент картины Яна Массейса «Веселая компания», 1564 год

Во времена, когда в живописи правил реализм, на холсты к мастерам попадали все элементы эпохи, будь то прекрасное или безобразное. Одно из доказательств тому — артрит на руках рубенсовских натурщиков. Другое — ринофима, заболевание носа. Врач АЛЕКСЕЙ ВОДОВОЗОВ делится предположительными диагнозами.
Так всё-таки болезнь или нарочитая манерность?
Первое медицинское описание заболевания, уродующего мелкие суставы, относится к концу XVIII века. Тем не менее, есть основания полагать, что европейцы познакомились с ревматоидным артритом как минимум на пару веков раньше. Существует гипотеза, что заболевание, причина которого до сих пор неизвестна, было завезено из Нового Света. Самые древние останки с характерными поражениями суставов кисти и стопы обнаружены в штате Теннесси на территории США, датируют их предположительно 4500 г до н. э.

Предполагается также, что ревматоидный артрит может иметь трансмиссивную природу, что могло бы объяснить самую настоящую эпидемию этого недуга, поразившего европейцев в эпоху Возрождения. Выходит также, что первичным очагом была Фландрия, один из наиболее активных контактеров с Новым Светом. Именно на картинах фламандских художников раньше всех появляются персонажи с характерными изменениями суставов кисти.

Одним из ярчайших представителей антверпенской школы был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Известно, что он страдал неким заболеванием, которое постепенно уменьшало подвижность мелких суставов и существенно затрудняло рисование. Среди возможных причин называются подагра, ревматическая лихорадка и ревматоидный артрит. В пользу последней версии говорит тот факт, что у многих его современников, бывших моделями для картин Рубенса, наблюдалась сходная симптоматика.

Питер Пауль Рубенс «Три грации», 1638 год


Например, его последняя жена Елена Фурман, на которой художник женился 1630 году (ей тогда было 16 лет), позировала для «Трех граций» (1638 г). Если внимательно присмотреться к рукам граций, можно заметить характерные изменения, свидетельствующие о наличии ревматоидного артрита.

 
То же самое можно заметить у натурщиков, ставших персонажами картин Рубенса «Чудо Святого Игнатия Лойолы» (1620 г)
 
и «Поклонение волхвов» (1629 г)
1/2
Симптомы заболевания присутствуют на картинах другого фламандского художника, Якоба Йорданса (1593-1678). Так, у служанки, запечатленной на заднем плане на холсте «Семья Йорданс в саду» (1621 год), вполне можно предположить ревматоидный артрит.

Якоб Йорданс «Семья Йорданс в саду», 1621 год


Однако такие персонажи можно найти и у более ранних фламандцев, например, на картинах Яна Госсарта (1479-1541) по прозвищу Мабюз, Юстуса ван Гента (вторая половина XV века), и даже Яна ван Эйка (1385-1441), что отодвигает начало эпидемии ревматоидного артрита, если таковая действительно имела место, максимально близко к временам судьбоносных путешествий Колумба.

Ян ван Эйк, «Богоматерь каноника ван дер Пале», 1436, музей Гронинге, Брюгге, Бельгия. Признаки ревматоидного артрита заметны на кистях рук пожилого каноника в белом, опустившегося на колени:

Ян ван Эйк «Богоматерь каноника ван дер Пале», 1436 год


Ян Госсарт, фрагмент триптиха «Жертвователи», 1532, Национальный музей, Брюссель, Бельгия. Характерная деформация пальцев — у мужчины слева:

Ян Госсарт, фрагмент триптиха «Жертвователи», 1532 год


Впрочем, повторюсь, всё это лишь предположения и гипотезы, пока что не получившие должного подкрепления фактами и потому не перешедшие в ранг теорий. Это касается как времени знакомства человечества с заболеванием, так и его причин, насчет которых наука до сих пор не в курсе дела.

А так выглядит деформация вживую. Изображение: handarmdoc, 2008 год


Источники:

1. Arthritis in Flemish paintings // Br Med J 1977;1:1414
2. Hypothesis: Rubens—one of the first victims of an epidemic of rheumatoid arthritis that started in the 16th—17th century? // Rheumatology 2005;44:681—683

Читать далее в блоге автора

О чрезмерной натуралистичности одной картины:
«Не существует более гуманистичной картины периода Кватроченто, будь то внутри или вне Италии»
Бернард Беренсон, историк искусства 


Продолжаем разбирать медицину в творчестве. Обычно героями картин становились правители и простолюдины, города и гавани, скалы и море. Но чтобы центральное место на полотне занимала болезнь — такое в истории искусства встречается чрезвычайно редко. Один из самых известных случаев — работа Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком», немалое внимание в которой уделено ринофиме, особому обезображивающему заболеванию носа.

Фрески вместо золота

Доменико Гирландайо (настоящее имя — Domenico di Tommaso Curradi di Doffo Bigordi) родился в 1449 году. Он является одним из ярчайших флорентийских мастеров Кватроченто (сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста» — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения). Доменико должен был стать золотых дел мастером, как и его отец, но у мальчика очень рано обнаружился талант живописца, так что он стал родоначальником новой, художественной династии.

Гирландайо расписывал храмы Рима, одно время он руководил фресочной мастерской, где трудился юный Микеланджело Буонаротти. Фрески художника, изображавшие библейские сюжеты, отличались реалистичностью — в качестве натурщиков ему с удовольствием позировали горожане, в том числе и знатные. Его творения отличались совершенной воздушной перспективой, а также потрясающей прорисовкой портретов.

Он расписывал капеллы Сассетти и Торнабуони, работал он и в знаменитой на весь мир Сикстинской капелле.

Против правил

Впрочем, Гирландайо писал и портреты. Наиболее известным и самым узнаваемым произведением художника стал «Портрет старика с внуком», датируемый 1490-м годом.

Доменико Гирландайо «Старик с внуком», 1490 год


Эта картина выделяется среди всех работ других мастеров Кватроченто тем, что нарушает целый свод неписанных законов изобразительного искусства того времени.

Во-первых, она слишком натуралистична. Правильные анатомические пропорции изображенных людей, тщательно прописанный пейзаж за окном, а также множество эмоциональных оттенков на лице обоих героев картины. Во-вторых, на портрете изображен откровенно некрасивый внешне старик, который, тем не менее, просто излучает любовь и нежность. У художников того времени главенствовала концепция единства внутреннего и внешнего мира человека. Поэтому «на лицо ужасный, добрый внутри» персонаж по тогдашним канонам просто не мог существовать, добродетель могла быть присуща только красивым людям.

В центре внимания

Но самое главное отступление от правил — безусловным акцентом картины стала болезнь, уродующая внешность. Ринофима (от греч. ῥινός — «нос», φῦμα «нарыв» или "нарост«)— хроническое заболевание кожи носа, причина возникновения которого до сих пор не выяснена. Она поражает чаще всего мужчин в возрасте 40-50 лет. Разрастания могут быть в виде бугров или узлов, очень непривлекательными на вид — мягкой консистенции, с блестящей сальной поверхностью и большим количеством расширенных сосудов и сальных желез, из устьев которых выделяется кожное сало. Цвет узлов варьирует от нормального «кожного» до восковидно-багрового. Иногда всё это может озлокачествляться.

В наше время ринофиму лечат только хирургически, удаляя разрастания и даже часть здоровых тканей. А в XV веке заболевание обрекало людей на отверженность, клеймо уродства. Тем не менее, Гирландайо своей картиной ясно дал понять: важна не только внешняя красота.

Портрет привлекает одновременностью различий и схожести старика и ребёнка. Дед, бережно обнимая, держит на руках внука, смотря на него со сдержанным восхищением и одновременно с некоторой горечью, а тот с не менее трогательным доверием вопросительно смотрит в глаза деду, положив на него руку.

Старик определенно списан с реально существовавшего человека. Не исключено, что художник был с ним очень хорошо знаком — сохранился как минимум еще один рисунок с посмертным изображением этого же персонажа.

Непростая судьба

Что было с портретом в течение 400 лет — неизвестно. Современная история картины начинается с 1880 года: берлинский Музей Боде отказался купить ее, сославшись на непрезентабельное состояние, зато Лувр оказался менее привередливым. Действительно, доска, на которой написана работа, была вся испещрена глубокими царапинами. Удачную реставрацию удалось провести только в 1996 году, когда дефекты основы и фрагменты с отсутствующей темперой подверглись чистке и восстановлению.

А посмертный рисунок «Голова старика» хранится в Национальном музее Швеции в Стокгольме.

Доменико Гирландайо «Голова старика», около 1488 года


Судя по всему, прототип обоих произведений умер вскоре после того, как Гирландайо написал его портрет с внуком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий